Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А.Саитгараевой,
судей Р.Р.Насибуллина, Г.А.Сахиповой,
при секретаре Ю.Н.Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 27 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования С.А.Миронова к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об установлении среднемесячной заработной платы для расчета страховой выплаты, перерасчете страховых выплат удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан исчислить С.А.Миронову ежемесячную страховую выплату, исходя из среднемесячной заработной платой - 35000 руб. с 05 ноября 2010 года. Размер ежемесячных страховых выплат индексировать в соответствии с действующим законодательством.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - А.Р.Хазиахметовой, представителя Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан - Г.М.Нурмухаметовой, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.А.Миронов обратился в суд иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об установлении среднемесячной заработной платы для расчета страховой выплаты и ее перерасчете.
В обоснование требований указывается, что 09 апреля 1963 года в период исполнения трудовых обязанностей в должности старшего геофизика "Спецпартии" геолого-съемочной экспедиции в результате несчастного случая получил травму.
05 ноября 2013 года он обратился к ответчику за назначением ежемесячных страховых выплат, и приказом Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N11 Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан N1038-В/1590 от 11 ноября 2013 года ему назначены ежемесячные страховые выплаты с 1 ноября 2013 года в сумме 3176 руб. 40 коп., исходя из заработной платы, равной утвержденной величине прожиточного минимума.
При этом, имеется письмо Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в котором указано, что среднемесячная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях Республики Татарстан по виду экономической деятельности - "Деятельность в области архитектуры; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки" за январь-июль 2013 года составила 40 241 руб. 80 коп.
В связи с этим, истец просил суд обязать ответчика исчислить ежемесячную страховую выплату исходя из среднего заработка в размере 40 241 руб.80 коп. и произвести соответствующий перерасчет за предыдущие периоды.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан оставил решение по спору на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в письменном отзыве оставил решение по спору на усмотрение суда.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с данным судебным постановлением в части исчисления ежемесячной страховой выплаты исходя из среднемесячной заработной платы 35000 руб. с 5 ноября 2010 года, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что данные о таком размере заработка были предоставлены лишь в декабре 2013 года, следовательно, ежемесячная страховая выплата с учетом указанного размера заработка подлежит исчислению со следующего месяца, то есть с января 2014 года.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан оставил решение по спору на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В целях обеспечения гарантий конституционных прав граждан и реализации основных принципов правового регулирования труда принят Федеральный закон от 24 июля 1998 год N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который, как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Как установлено судом первой инстанции, обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, подтверждаются материалами по делу.
Обращаясь в суд с требованиями о перерасчете назначенных ему ответчиком страховых выплат, истец ссылается на то, что ответчик произвел расчет без учета сведений о его среднемесячной заработной плате.
Как следует из материалов дела, на момент назначения ему страховой выплаты сведения о его заработке отсутствовали.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в письменном отзыве указал, что ведомство не располагает сведениями о размере тарифной ставки (оклада) по должности "старший геофизик". Дополнительно сообщил, что согласно данным АИС "Регистр получателей государственных услуг" в банке вакансий Республики Татарстан по состоянию на 17 декабря 2013 года имеется вакансия по профессии "геофизик" (10 рабочих мест) с размером оплаты от 35 000 руб. (ООО ТНГ -Казаньгеофизика).
Представитель Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в судебном заседании пояснила, - указанное ведомство готовит информацию о среднемесячной заработной плате в целом по Республике Татарстан, так и по видам экономической деятельности.
В силу пункта 7 статьи 12 вышеуказанного Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при невозможности получения документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", при наступлении страхового случая после окончания срока действия трудового договора по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. В этом случае под обычным размером вознаграждения следует понимать размер заработка, который выплачивается работникам его профессии (квалификации) при аналогичных условиях труда.
Разрешая споры, связанные с определением среднемесячного заработка пострадавшего, получившего повреждение здоровья вследствие профессионального заболевания и не состоявшего к моменту наступления страхового случая в трудовых отношениях с работодателем по той профессии, по которой им получено профессиональное заболевание, суд вправе учесть обычный размер вознаграждения работника ко времени обращения за страховыми выплатами по его профессии.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сделал правомерный вывод, что право истца на расчет страховой выплаты в полном объеме им реализовано не было, и оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.
Применительно к вышеназванному положению пункта 7 статьи 12 указанного Федерального закона, при невозможности получения документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами; данные о размерах тарифных ставок (должностных окладов) работников предоставляются органами по труду субъектов Российской Федерации.
Между тем, в нарушение вышеназванных законоположений ежемесячные страховые выплаты были ответчиком определены в соответствии с установленным законом величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, что нарушает права истца на получение суммы ежемесячной страховой выплаты, определенной в установленном пунктом 7 статьи 12 Федерального закона порядке.
Как обоснованно указано судом первой инстанции с учетом пояснений представителей Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан трудовая деятельность С.А.Миронова отнесена к категории "геофизик" и единственным документом имеющимся в материалах дела, устанавливающий размер вознаграждения работника по его профессии является отзыв Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, со ссылкой на данные АИС "Регистр получателей государственных услуг" в банке вакансий Республики Татарстан по состоянию на 17 декабря 2013 года о наличии вакансий по данной профессии с размером оплаты от 35 000 руб.
С доводом ответчика в апелляционной жалобе, что с данной информацией о размере заработка ответчик не был осведомлен, поэтому исчисление страховой выплаты с учетом указанного заработка с 5 ноября 2010 года является неправомерным, согласиться нельзя, поскольку данные о размерах тарифных ставок (должностных окладов) работников предоставляются органами по труду субъектов Российской Федерации и являются общедоступной информацией, что не исключало возможность ее запроса ответчиком во время обращения истца с заявлением об установлении ежемесячных страховых выплат.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 15 указанного Закона и статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
Кроме этого, исходя из пункта 4 статьи 15, пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона, ответчик - страховщик вправе определять перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, для каждого страхового случая; проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы; взаимодействовать с государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду; страховщик обязан получать с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов.
То обстоятельство, что страховщик не воспользовался своим правом на истребование необходимых общедоступных сведений, из которых исчисляется ежемесячная страховая выплата, не лишало истца права на получение ежемесячных страховых взносов, с учетом наличия таких сведений и до обращения истца к ответчику, поскольку истец как потерпевший в результате профессионального заболевания имеет право на полное возмещение вреда.
При таком положении, суд обоснованно удовлетворил частично заявленные истцом требования, правильно установив, что суммы в возмещение вреда здоровью за прошлое время, своевременно неполученные лицами, пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, могут быть пересчитаны, поскольку ответчик назначил данные выплаты с нарушением прав застрахованного.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 27 декабря 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.