Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
представителя Министерства финансов Российской Федерации -
Новоселовой С.Н. на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Бесогонова Р.С. удовлетворить.
Обязать исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан выдать Бесогонову Р.С. государственный жилищный сертификат в связи с аварийностью жилого помещения по адресу: "адрес" , исполнить необходимые мероприятия в соответствии с Порядком выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982, постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года
N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - Полевой Л.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бесогонов Р.С. обратился с иском к исполнительному комитету Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, ГУ МЧС России по Республике Татарстан, Казне Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование требований указано, что истец является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: "адрес" . В период со 02 июня по 03 июня 2011 года на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в районе н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики, произошел пожар с последующими взрывами боеприпасов. Данное событие признано чрезвычайной ситуацией, является общеизвестным. В результате чрезвычайной ситуации жилой дом, в котором расположена квартира истца, признан аварийным и непригодным для проживания. На момент чрезвычайной ситуации в указанной квартире зарегистрированных лиц не имелось, поскольку 03 марта 2011 года Бесогонов Р.С. был снят с регистрации в связи с осуждением и отбыванием наказания в ФКУ "данные изъяты" . Истец вновь зарегистрирован в квартире после отбытия наказания 27 сентября 2011 года. В настоящее время Бесогонов Р.С. вновь отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Мать истца - Бесогонова М.М., действуя по доверенности, обратилась в исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о включении истца в список лиц на право получения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в чем ей было отказано. С данным отказом истец не согласен, так как нарушены его жилищные права, он лишился своей квартиры в результате чрезвычайной ситуации, другого жилья пригодного для проживания не имеет. Просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязать ответчиков включить его в список граждан на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС).
В ходе судебного разбирательства представитель истца Бесогонова М.М. исковые требования уточнила, пояснив, что Бесогонов Р.С. исполкомом Агрызского муниципального района Республики Татарстан включен в список граждан на получение ГЖС и этот список утвержден Кабинетом Министров Республики Татарстан. Однако до настоящего времени ГЖС истцу не выдан. Квартира, в которой зарегистрирован истец с 2010 года, для проживания не пригодна, так как пострадала в результате взрывов - выбило окна, разрушилась печь, повреждены стены и несущие конструкции. Бесогонов Р.С. постоянно проживал в квартире, кроме периодов отбывания наказания в местах лишения свободы, и был снят с регистрации только на время отбывания наказания. Кроме указанной квартиры у истца другого жилья не имеется. Просит обязать ответчиков выдать Бесогонову Р.С. государственный жилищный сертификат.
Третье лицо Бесогонов С.Г. иск поддержал, пояснив, что истец приходится ему сыном. Бесогонов Р.С. был зарегистрирован и постоянно проживал в квартире "адрес" за исключением периодов отбывания наказания. В период чрезвычайной ситуации сын в квартире отсутствовал не по своей воле и был снят с регистрационного учета временно - в связи с осуждением к лишению свободы, 27 сентября 2011 года снова постановлен на регистрационный учет. Кроме указанной квартиры у истца другого жилья не имеется. В доме, в котором проживал сын, в настоящее время никто не проживает, жильцы остальных пяти квартир получили жилищные сертификаты и переселены в другие квартиры.
Представитель ответчика - исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан в суд первой инстанции не явился, в отзыве, направленном в суд, иск признал.
Представитель ответчика - Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал.
Представитель ответчика - Министерства финансов Республики Татарстан в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, в отзыве, представленном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в иске отказать.
Представитель ответчика - Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от
09 октября 1995 года N 982 не закреплены полномочия Министерства финансов Российской Федерации по выдаче конкретным гражданам государственных жилищных сертификатов. Кроме того, ГЖС выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации. Истец не был зарегистрирован в квартире на момент чрезвычайной ситуации. Помимо этого, указывает на неисполнимость постановленного решения суда.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец, его представитель, третье лицо, представители ответчиков в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года
N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований.
На основании пунктов 6, 7 вышеуказанного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Согласно пункту 15 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02 ноября 2010 года
N 2-4-60-12-22, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляет постановление (распоряжение) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждающее списки граждан, лишившихся жилого помещения; реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания; список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и другие документы. Реестр и списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате ЧС территории.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи 3-х и более человек.
Из материалов дела следует, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в ночь со 02 на 03 июня 2011 года из-за пожара и взрывов на складах Министерства обороны Российской Федерации возле н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики в результате ударной волны были повреждены и признаны аварийными 70 жилых домов в г. Агрыз, в том числе дом N 39 по ул. К. Маркса города Агрыз. В этой связи Президентом Республики Татарстан было направлено обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации от 02 июля 2011 года N 01-5568 о рассмотрении возможности выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в том числе о выделении ГЖС жителям указанных жилых домов.
Во исполнение вышеуказанных нормативных актов Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района Республики Татарстан подготовлен Сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания в г. Агрыз Республики Татарстан, разрушенных в результате возникшего пожара с последующими взрывами на территории артиллерийских складов Министерства обороны Российской Федерации в районе н.п. Пугачево Удмуртской Республики в ночь с 02 на 03 июня 2011 года, а также список граждан на получение государственный жилищных сертификатов, которые были утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 октября 2012 года N 1926-р и являются соответственно приложениями
N 1 и N 2 к указанному распоряжению.
В указанный сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания включен дом, расположенный по адресу: "адрес"
В список проживающих в указанном доме граждан на получение государственного жилищного сертификата под номером 48 включен
Бесогонов Р.С.
Как установлено судом первой инстанции, Бесогонов Р.С. зарегистрирован и постоянно проживал в жилом помещении по адресу: "адрес" 03 марта 2011 года был временно снят с регистрационного учета в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. 27 сентября 2011 года после отбытия наказания и возвращения к месту своего постоянного проживания истец вновь зарегистрирован по указанному адресу.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: копией поквартирной карточки, справкой N "данные изъяты" от 23 сентября 2011 года, выданной УФСИН РФ, из которой следует, что в период с 24 сентября 2010 года по 23 сентября 2011 года Бесогонов Р.С. отбывал наказание в ФКУ "данные изъяты" , паспортом Бесогонова Р.С. с отметкой о регистрации по адресу: "адрес" , распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1926-р от 27 октября 2012 года, которым были утверждены Сводный реестр домов и список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, из которых усматривается, что дом, в котором проживал истец был признан непригодным для проживания, а сам истец включен в список для получения государственного жилищного сертификата за номером 48.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из того, Бесогонов Р.С. на момент чрезвычайной ситуации не проживал и был снят с регистрационного учета по адресу: "адрес" временно, в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы, то есть по независящим от его воли обстоятельствам. После отбытия наказания он вновь зарегистрировался по указанному адресу, так как иного жилого помещения на праве собственности или другом законном основании у него не имеется. В результате чрезвычайной ситуации жилой дом и квартира, в которой проживал истец, признаны аварийными и непригодными для проживания. Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан правомерно признал за Бесогоновым Р.С. право на получение государственного жилищного сертификата, включив его в соответствующий список граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение является неисполнимым, поскольку судом необоснованно в резолютивной части решения суда указано Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, не может служить основанием к отмене по существу правильного решения суда. Порядок исполнения решения суда может быть определен в рамках исполнительного производства. В случае необходимости, стороны не лишены права обратиться в суд за разъяснением решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от
27 февраля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.