Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
с участием прокурора Габдуллиной А.Р.,
при секретаре Гордеевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 17 марта 2014 года, которым постановлено:
Иск Нижнекамской городской прокуратуры в интересах Филипенко И.Н. удовлетворить.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан предоставить Филипенко И.Н., "дата" года рождения, путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав возражения прокурора против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нижнекамский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в интересах Филипенко И.Н. к Государственному казенному учреждению "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" (далее - Центр), Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) о возложении обязанности выдать путевку на санаторно-курортное лечение.
В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов по обращению Филипенко И.Н. установлено, что Центром отказано в выдаче Филиппенко И.Н. путевки на санаторное лечение. Причиной отказа явилось недостаточное количество путевок, поступивших в Центр для распределения. Филипенко И.Н. является инвалидом "данные изъяты" группы, пенсионером, лечащим врачом ей рекомендовано сезонное санаторное лечение осенью. Филипенко И.Н. обратилась в Центр с заявлением о предоставлении ей путёвки. Прокурор считает, что отказ в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год нарушает социальные права инвалида. Уточнив требования, просил обязать Министерство предоставить Филипенко И.Н. путевку на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании Филипенко И.Н. требования прокурора поддержала.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, в отзывах просили в удовлетворении требований отказать.
Суд требования удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе ответчик ссылается на то, что надлежащим ответчиком по делу является публично-правовое образование Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации или Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, поскольку обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортной путевки за пределами выделенных из федерального бюджета средств, - не представляется возможным. Апеллянт указывает, что в целях непосредственной реализации права инвалидов на получение санаторно-курортного лечения создан изначально привлеченный в качестве ответчика Центр, который является самостоятельным юридическим лицом и ведет учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
В возражениях на апелляционную жалобу Нижнекамская городская прокуратура Республики Татарстан и истица просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Стороны на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. Представитель прокуратуры просил решение суда оставить без изменения.
Проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено право инвалидов на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно статье 6.2 названного Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
По общему правилу, сформулированному в статье 6.3 Закона, периодом предоставления гражданам этой социальной услуги является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (далее - Порядок), обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Согласно пункту 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Пункт 3.9 предусматривает, что территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Из материалов дела следует, что Филипенко И.Н. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Согласно справке от "дата" ... ГАУЗ "данные изъяты" истице рекомендовано санаторно-курортное лечение.
Как следует из письма Центра от "дата" , заявление о предоставлении путевки подано истицей "данные изъяты" 09.2013. Заявка на обеспечение санаторно-курортным лечение будет выполнена в соответствии с действующим законодательством, с учетом заболевания и даты постановки на учет.
На запрос прокурора Центр подготовил ответ о том, что по состоянию на "дата" на учете по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение состоят 30 заявителей, которые предоставили заявление на обеспечение санаторно-курортным лечением ранее Филипенко И.Н.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Министерство обязанности по предоставлению истице санаторно-курортной путевкой за 2013 год.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильной оценке представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы Министерства о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение инвалидов санаторно-курортными путевками осуществляется Центром, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 877 от 20 октября 2011 года "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" установлено, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан является уполномоченным органом по осуществлению переданных Правительству Республики Татарстан полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, обязанность по предоставлению инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение судом возложена на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обоснованно, так как Центр выполняет техническую работу - ведет учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, тогда как Министерство является непосредственным уполномоченным лицом, действующим в рамках делегированных Правительством Российской Федерации полномочий по оказанию такого рода социальной услуги.
Аргументы ответчика о невозможности предоставления санаторно-курортной путевки в связи с отсутствием выделения средств из федерального бюджета являются несостоятельными, так как противоречат вышеприведенным нормативным положениям.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 17 марта 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.