Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи О.А. Бегишева,
судей Р.Э. Курмашевой, С.М. Тютчева,
при секретаре судебного заседания А.В. Дианкиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.М. Тютчева, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - О.Е. Шаговой, на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
заявление А.И. Чапуриной удовлетворить.
Решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан N ... от 30 декабря 2013 года о приостановлении осуществления государственного учета признать незаконным.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес" , на основании заявления О.Н. Кораблева и А.И. Чапуриной от 23 декабря 2013 года.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан в пользу Чапуриной А.И. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - О.Е. Шаговой, заслушав в судебном заседании представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - Н.И. Антонову в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.И. Чапурина обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ) N ... от 30 декабря 2013 года о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости и возложении на данный орган обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ... в связи с изменением площади, описания местоположения границ земельного участка и сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований А.И. Чапурина указала, что 20 ноября 2012 года решением Чистопольского городского суда Республики Татарстан по делу N 2-1287/2012 признано право общей долевой собственности на земельный участок площадью 1656,30 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" за нею на 246/529 долей, за О.Н. Кораблевым на 143/529 долей, за А.И. Федосеевым на 140/529 долей. Границы земельного участка не уточнены, поэтому 23 декабря 2013 года она и О.Н. Кораблев обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ земельного участка. Однако своим решением от 30 декабря 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан приостановил проведение кадастрового учета в связи с тем, что заявление подано только двумя участниками общей долевой собственности. Считает данное решение незаконным и нарушающим ее права. Среди приложенных к заявлению документов имеется акт согласования местоположения границ земельного участка, в котором имеется подпись А.И. Федосеева, что подтверждает его согласие с границами земельного участка. Таким образом, учет изменений площади и описания местоположения границ земельного участка не влечет нарушения его прав и законных интересов. Отсутствие подписи А.И. Федосеева в заявлении о кадастровом учете не может являться препятствием для оформления прав других собственников на земельный участок.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ - Е.Н. Князева, заявленные требования не признала.
Заинтересованные лица О.Н. Кораблев и А.И. Федосеев в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителем ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан - Е.О. Шаговой ставится вопрос об отмене решения суда по данному делу ввиду его незаконности и необоснованности. При этом указывается на то, что процедура приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан была соблюдена и соответствовала положениям Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" и приказу Минэкономразвития РФ N 529 от 30 сентября 2011 года "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества". Кроме того, поскольку объект недвижимости находится в общей долевой собственности, порядок распоряжения которой регулируется статьей 246 Гражданского Кодекса Российской Федерации, то правовые основания для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости без согласия всех его собственников у органа кадастрового учета отсутствовали.
В суде апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан - Н.И. Антонова, апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
А.И. Чапурина, О.Н. Кораблев и А.И. Федосеев в суд апелляционной инстанции не явились.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене, либо изменению решения суда по данному гражданскому делу не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Из части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
В части 3 этой же статьи предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Как указано в частях 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В силу статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В силу статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители ... С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Решением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 20 ноября 2012 года признан недействительным договор купли-продажи от 30 марта 2009 года между Павловой Л.С. и Чапуриной А.И. в части указания размера площади земельного участка 718,4 кв.м., с признанием правильным размера площади 1656,3 кв.м. Признано право за А.И. Чапуриной на 246/529 долей, за О.Н. Кораблевым на 143/529 долей, за А.И. Федосеевым на 140/529 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1656,3 кв.м. по адресу: "адрес" . Прекращено зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право А.И. Чапуриной на 246/529 долей, О.Н. Кораблева на 143/529 долей, А.И. Федосеева на 140/529 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальную жилую застройку, общей площадью 718,4 кв.м., кадастровый номер ... , расположенный по адресу: "адрес" . Аннулированы соответствующие записи о государственной регистрации прав собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан в лице Чистопольского филиала возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ... (л.д. 13-14).
Решение суда вступило в законную силу 27 декабря 2012 года.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда 23 декабря 2013 года А.И. Чапурина и О.Н. Кораблев обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости в виде спорного земельного участка (л.д. 12).
Решением от 30 декабря 2013 года в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального Закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что представленное заявление по форме не соответствует требованиям законодательства: отсутствует приложение, содержащее сведения о других заявителях (если заявителями являются участники общей собственности, в заявлении указываются сведения об одном из них, сведения об остальных участниках общей собственности приводятся в приложении к заявлению в том же объеме, что и в заявлении), либо отсутствует доверенность на проведение государственного кадастрового учета от других участников общей собственности (л.д. 10-11).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие заявления А.И. Федосеева, либо его представителя препятствует заявителю закончить оформление земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Являясь собственниками спорного земельного участка А.И. Чапурина и О.Н. Кораблев в порядке статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлением о кадастровом учете изменений спорного земельного участка.
Перечень необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен статьей 22 вышеуказанного Федерального закона.
Формы заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости утверждены Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".
В данном приказе в примечании к форме заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости указано, что если заявителями являются участники общей собственности, в заявлении указываются сведения об одном из них. Сведения об остальных участниках общей собственности приводятся в приложении к заявлению в том же объеме, что и в заявлении. В этом случае в строке "3" указывается: "список приведен в приложении на ___ листах".
Строка "3" формы заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости предусматривает лишь сведения о заявителе или представителе заявителя.
В данном случае заявителями являются лица, обратившиеся в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан за осуществлением государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
В связи с этим, заявление А.И. Чапуриной и О.Н. Кораблева об осуществлении государственного учета изменений объекта недвижимости было оформлено в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".
Отсутствие совместного обращения А.И. Федосеева с А.И. Чапуриной и О.Н. Кораблевым 23 декабря 2013 года с заявлением в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ... не могло являться основанием для приостановления государственной регистрации.
С учетом имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушения прав А.И. Федосеева, как участника общей долевой собственности на земельный участок, при осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению А.И. Чапуриной и О.Н. Кораблева.
При разрешении спора, суд первой инстанции также учел и то, что А.И. Федосеев является гражданином Украины и проживает на ее территории. При этом в деле отсутствуют данные о намерении А.И. Федосеева, либо его представителя прибыть в Российскую Федерацию, для обращения в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Отсутствие совместного обращения А.И. Федосеева с другими собственниками земельного участка в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, не должно препятствовать другим его собственникам в реализации их прав на спорный объект недвижимости, а также исполнению судебного решения о признании за ними права общей долевой собственности на данный земельный участок.
С учетом вышеизложенного, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований А.И. Чапуриной.
В связи с вышеизложенным, доводы апелляционной жалобы представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан - О.Е. Шаговой о несоблюдении формы заявления о кадастровом учете являются несостоятельными и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Кроме того, кадастровый учет спорного земельного участка большей площади без изменения размеров долей его собственников, не нарушает прав А.И. Федосеева, предусмотренных статьей 246 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права не допущено.
Выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств, которым по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Апелляционная жалоба представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - О.Е. Шаговой удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 327, пунктом 1 статьи 328, статьями 329, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - О.Е. Шаговой, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.