Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ахметшиной А.Ш.,
судей Садыковой Л.А. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Егорове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной гражданское дело по апелляционной жалобе С.З.З. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований С.З.З. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения С.З.З. , поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.З.З. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету г.Набережные Челны, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа в предоставлении жилого помещения незаконным, признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий, и обязании включить в списки граждан, вставших до 01 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указано, что истец является ветераном боевых действий, вместе с супругой и двумя детьми проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 36 кв.м. Оба ребенка с детства страдают хроническими заболеваниями и состоят на учете. Работая в органах МВД, в 2002 году истец был направлен в Чеченскую Республику. В 2003 году, как ветеран боевых действий, сдал все необходимые документы для постановки на учет для улучшения жилищных условий, однако, какого-либо документа, подтверждающего принятие документов, ему не выдали. В сентябре 2003 года он уволился с МВД, о чем предоставил справку. В 2009 году ему позвонили с мэрии и предложили обновить документы и сдать их по месту жительства в администрацию Комсомольского района Исполкома г. Набережные Челны, поскольку первоначально документы им были сданы не в тот орган. Однако, в администрации Комсомольского района документы у него принять отказались, в связи с тем, что они устарели. Им были заново собраны и сданы все документы в июле 2009 года. В 2012 году истцу стало известно, что граждане, сдавшие документы до 01 января 2005 года, получают сертификаты на улучшение жилищных условий. В администрации истцу разъяснили, что как ветеран боевых действий он поставлен на учет в 2009 году. Полагает, что были нарушены его права.
В судебном заседании С.З.З. исковые требования поддержал.
В судебное заседание представитель Исполкома - Т.А.Р. . не явилась, согласно представленному отзыву исковые требования не признала.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - К.А.В. в суд не явился, согласно представленному отзыву исковые требования не признал.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе С.З.З. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что не согласен с принятым решением. Указывает, что в 2003 году при подаче документов для улучшения жилищных условий, расписка о приеме документов сотрудниками администрации ему не выдавалась. Считает, что неисполнение надлежащим образом своих обязанностей должностным лицом администрации, принимавшим документы, не является основанием для отказа во включении его в список очередников. В жалобе указывается, что суд первой инстанции не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследовал доказательства должным образом. Судом не исследован факт изменения ответчиком даты постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий. Кроме того, суд необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства о назначении почерковедческой экспертизы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 16.10.2012) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п.п.3,4 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Как видно из материалов дела, С.З.З. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением от 01 октября 2004 года.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны Республики Татарстан N 6346 от 30 декабря 2009 года истец принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, с составом семьи четыре человека.
Отказывая в удовлетворении исковых требований С.З.З. , суд исходил из того, что факт обращения истца в Исполнительный комитет в 2003 году не подтверждается никакими документами. Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В реестре для предоставления целевой субсидии на приобретение жилья отдельных категорий граждан С.З.З. , как ветеран боевых действии, не числится.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Также судом обоснованно отказано в назначении почерковедческой экспертизы, поскольку поставленные истцом вопросы правового значения по делу не имеют, факт постановки истца на учет в 2009 году подтверждается как соответствующим постановлением органа местного самоуправления, так и материалами учетного дела, в котором находятся документы, датированные только 2009 годом. При таких обстоятельствах оснований сомневаться в достоверности указанной в журнале даты постановки истца на учет у суда не имелось, доказательств того, что в 2003 году в установленном порядке принималось решение органа местного самоуправления о постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, материалами дела не установлено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 февраля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.З.З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.