Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Е.А. Чекалкиной,
судей М.М. Нурмиева, С.М. Тютчева,
при секретаре судебного заседания А.М. Зиятдиновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
С.М. Тютчева гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 8 ноября 2013 года, которым постановлено:
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан в удовлетворении исковых требований к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района, Палате имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района и Р.К. Касымовой о признании недействительными постановления и договора купли-продажи, признании права собственности отсутствующим, признании использования земельного участка незаконным и освобождении земельного участка отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Министерства Лесного хозяйства Республики Татарстан об отмене решения суда, возражения представителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - Т.Н. Старостиной, а также представителя Управления Росреестра по Республике Татарстан - О.В. Рудакова против удовлетворения апелляционной жалобы; заслушав в судебном заседании представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - В.В. Манихову в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - Р.Р. Софину и представителя Палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - О.Б. Сурменева о законности и обоснованности судебного решения, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - О.В. Укроженко, считавшую апелляционную жалобу обоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан обратилось в суд с иском к ответчикам - исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком района), Палате имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (далее - ПИЗО), Р.К. Касымовой и Управлению Росреестра в Республике Татарстан с требованиями о признании недействительным постановления исполкома Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 7 февраля 2012 года N ... о передаче Р.К. Касымовой в собственность земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , признании ничтожным договора купли-продажи этого земельного участка от 14 февраля 2012 года N ... и возложении на Управление Росреестра в Республике Татарстан обязанности исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) запись о регистрации указанного договора; признании незаконным использования Р.К. Касымовой данного земельного участка и его освобождении. В обоснование иска указано, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда (квартал 79 Бугульминского лесничества) и находится в собственности Российской Федерации, предоставление в частную собственность участков лесного фонда невозможно, в связи с чем, органы местного самоуправления распорядились данным участком незаконно.
Представитель истца Э.Д. Гильмутдинов в суде исковые требования уточнил, дополнив их требованием к ответчице Р.К. Касымовой о признании отсутствующим у нее права собственности на спорный земельный участок. Требование о возложении на Управление Росреестра в Республике Татарстан обязанности исключить из ЕГРП запись о регистрации договора купли-продажи от 14 февраля 2012 года N ... - не поддержал, по его ходатайству Управление Росреестра в Республике Татарстан переведено в статус третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представители третьих лиц на стороне истца: Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Н.М. Тазмеев и В.В. Манихова, ГКУ "Бугульминское лесничество" - А.В. Улаев с иском согласились, считали его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представители ответчиков: исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - Т.Н. Старостина, палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - С.В. Вьюгина, Р.К. Касымовой - З.И. Королева иск не признали.
Представители третьих лиц на стороне ответчика: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Управления Росреестра в Республике Татарстан - Н.А. Гайнцева и Управления Росреестра в Республике Татарстан - О.В. Рудакова, считали иск необоснованным и подлежащим отклонению.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан ставится вопрос об отмене судебного решения по данному гражданскому делу в связи с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указывается на то, что спорный земельный участок является землями лесного фонда. В соответствии с лесохозяйственным регламентом ГКУ "Бугульминское лесничество" земли лесного фонда, находящиеся на территории ГКУ "Бугульминское лесничество", по целевому назначению являются защитными и относятся к лесопарковым зонам. Также указывается на несоблюдение процедуры включения земельного участка лесного фонда в границы населенного пункта и перевода участка из одной категории в другую, а также положений статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков. Кроме того, указывается на отсутствие со стороны истца пропуска срока исковой давности.
В возражениях на апелляционную жалобу представителями исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - Т.Н. Старостиной и Управления Росреестра по Республике Татарстан - О.В. Рудаковым, указывается на законность и обоснованность принятого судом решения по данному гражданскому делу.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - В.В. Манихова апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, настаивала на отмене решения суда по данному делу.
Представитель ответчика исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - Р.Р. Софина, представитель ответчика Палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района Республики Татарстан - О.Б. Сурменев, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считали ее необоснованной.
Р.К. Касымова в суд апелляционной инстанции не явилась.
Представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - О.В. Укроженко с апелляционной жалобой согласилась, считала ее состоятельной.
Представители третьих лиц: Управления Росреестра по РТ и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в своих ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по данному гражданскому делу не находит.
В силу требований части первой статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно положениям статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Частью 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения земельном участке, как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, а также категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, вносятся и содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Исходя из требований статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан суд первой инстанции исходил из недоказанности доводов истца о расположении спорного земельного участка на землях лесного фонда и напротив, его нахождения в составе земель г. Бугульма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по данному делу, поскольку они соответствует установленным обстоятельствам дела.
В подтверждение выводов по данному гражданскому делу, суд первой инстанции сослался на материалы инвентаризации земель, проводившейся в 1993-1999 годах в г. Бугульме, генеральный план г. Бугульмы, утвержденный решением XXXVII сессии Совета Бугульминского муниципального района от 14 ноября 2008 года и кадастровую карту г. Бугульмы, согласно которым спорный участок с номером ... (итоговый кадастровый номер ... ) по материалам инвентаризации 1999 года, материалам описания кадастровых кварталов за 2002 год, входил в состав кадастрового квартала N ... , относящегося к территории г. Бугульмы.
Из ответа Казанского филиала ФГУП "Рослесинфорг" от 25 октября 2013 года на запрос суда следует, что согласование границ земель лесного фонда с землеустроительной службой местного исполнительного и распорядительного органа проводилось непосредственно Бугульминским лесхозом (л.д. 143).
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно учел, что генеральный план г. Бугульмы направлялся на согласование в ГБУ "Бугульминское лесничество" и был согласован данным органом "без замечаний".
Данное обстоятельство указывает на отсутствие захвата участка леса ответчиками.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Управления Росреестра в Республике Татарстан от 4 октября 2013 года N ... сведения о границах г. Бугульма с учетным номером ... внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 173-174) и никем не оспорены.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22 февраля 2012 года и 19 ноября 2012 года (л.д. 168, 169) за Р.К. Касымовой зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория: земли населенных пунктов, площадью ... кв.м., кадастровый номер ... , а также жилой дом, расположенные по адресу: г. Бугульма, "адрес" .
Основанием регистрации прав является постановление руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ "О передаче земельного участка в собственность" от 7 февраля 2012 года N ...
Межевым делом и кадастровым паспортом подтверждается факт установления и закрепления на местности границ указанного земельного участка, а также его постановка на кадастровый учет в установленном законом порядке. Межевание земельного участка осуществлено в сентябре 2010 года.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, таковой полностью расположен на землях населенного пункта (л.д. 164).
При рассмотрении и разрешении данного спора обстоятельством, подлежащим доказыванию по данному делу, являлся факт расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 22 декабря 2009 года (л.д. 32) видно, что на лесной участок: категория земель: земли лесного фонда, кадастровый номер ... , площадью ... га, зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Основанием регистрации указан Лесной кодекс Российской Федерации (статья 8).
Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером ... (предыдущий кадастровый номер ... ) граница данного земельного участка не установлена (л.д. 146).
В подтверждение заявленных требований стороной истца суду были представлены планшеты лесоустройства за 1993 год (л.д. 52-55), таксационное описание (л.д. 105), сведения о площадях земель лесного фонда Бугульминского лесхоза (л.д. 106, 107), план лесного участка (л.д. 33).
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, ни один из этих документов не подтверждает факт наложения границ земельного участка Р.К. Касымовой на земли лесного фонда в виду отсутствия в них конкретных координат границ лесного участка.
Кроме того, план лесного участка заверен министром лесного хозяйства Республики Татарстан только 17 декабря 2009 года, то есть после того, как граница г. Бугульмы была согласована.
Суд первой инстанции дал обоснованную оценку сведениям о характерных точках границ выделов 3 и 20 квартала 79 Бугульминского участкового лесничества, содержащимся в приложении N ... к письму Казанского филиала ФГУП "Рослесинфорг" от 4 октября 2013 года N ... (л.д. 96-99), поскольку на запрос суда об источнике указанных сведений ФГУП "Рослесинфорг" сослался на электронные карты и другие материалы, полученные от ОАО РКЦ "Земля" на договорной основе.
В свою очередь ОАО РКЦ "Земля" в ответе за запрос суда сообщило (л.д. 202), что не является первоисточником каких-либо координат, а лишь выступало в 2000 году в роли исполнителя технических работ по цифрованию карт Уралземкадастрсъемка, предоставленных Управлением Росреестра по РТ (в тот период времени - Государственная регистрационная палата).
Более того, в суде первой инстанции кадастровый инженер ФГУП "Рослесинфорг" Р.Я. Юсупов сообщил о том, что в координаты, определенные ОАО РКЦ "Земля" в цифровых картах, ими самостоятельно вносились изменения (л.д. 217 оборот).
Поскольку государственный кадастровый учет указанного лесного участка в составе земель лесного фонда не осуществлялся, лесоустроительные работы в соответствии с утвержденной Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза N ... от 12 декабря 2011 года до настоящего времени не проведены, представленные суду документы не содержат конкретных координат границ лесного участка выделов 3 и 20 квартала 79 Бугульминского участкового лесничества, а координаты цифровых карт ОАО РКЦ "Земля" изменялись, то при таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии достоверных доказательств нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Таким образом, превышение полномочий в действиях исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан по предоставлению Р.К. Касымовой земельного участка, расположенного на территории г. Бугульмы, отсутствует.
При вынесении судебного постановления по данному делу суд также учел, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 мая 2013 года (л.д. 154-157) оставлено без изменения решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан по иску ГКУ "Бугульминское лесничество" к Р.К. Касымовой о сносе самовольного строения со спорного земельного участка в связи с отсутствием доказательств передачи в собственность ответчика земельного участка из состава земель лесного фонда.
Привлечение ответчика Р.К. Касымовой к админстративной ответственности по части ... статьи ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем Главного государственного лесного инспектора Республики Татарстан (л.д. 90), не является надлежащим доказательством, подтверждающим нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан о том, что спорный земельный участок является землями лесного фонда - несостоятельны, более того, являлись предметом оценки суда первой инстанции и были им обоснованно отклонены.
Указание в жалобе на несоблюдение процедуры включения земельного участка лесного фонда в границы населенного пункта и перевода участка из одной категории в другую, также является несостоятельным, поскольку по делу установлено, что спорный земельный участок расположен на землях г. Бугульмы, в связи с чем, необходимость в проведении такой процедуры отсутствовала.
К доводам апелляционной жалобы третьего лица по данному делу о том, что истец не пропустил срок исковой давности, судебная коллегия относится критически, поскольку истец данный факт не оспаривал и решение суда не обжаловал.
Другие доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и не могут повлечь отмену законного и обоснованного судебного решения.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных по делу обстоятельствах. Дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, доказательствам по делу дана надлежащая оценка, нарушений норм процессуального законодательства судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по данному делу не имеется.
При таких данных, суд постановил по данному делу законное и обоснованное решение.
С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 08 ноября 2013 г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министра Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Н.Г. Магдеева - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.