Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Вишневской О.В., Насретдиновой Д.М.,
при секретаре Аймалетдиновой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 24 октября 2013 года, которым постановлено:
Иск Алексеева И.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета в пользу Алексеева И.А. 643502,57 руб. в счет задолженностей по выплатам ежемесячных компенсаций на возмещение вреда здоровью за период с "дата" 2000 года по "дата" 2013 года.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплачивать Алексееву И.А. с "дата" 2013 года компенсацию на возмещение вреда здоровью в размере 9446,41 руб., с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскание производить с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения истца, его представителя против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев И.А. обратился с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о перерасчете размера компенсации возмещения вреда здоровью и взыскании недоплаченной суммы компенсации.
В обоснование указал, что является инвалидом - чернобыльцем, в "дата" 1993 года ему была установлена 2 группа инвалидности с утратой трудоспособности 100% и выплатой ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 1646,57руб., исчисленной исходя из заработной платы; в "дата" 2000 года установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 60%. С февраля 2001 года ежемесячная компенсация стала выплачиваться исходя из установленного новым законом твердого размера - 1000руб. с индексацией. Указывая на то, что при применении первоначального алгоритма расчета возмещения с учетом заработной платы и степени утраты трудоспособности, размер компенсации должен был составлять большую сумму, чем размер компенсации, предусмотренной действующим законом в твердой денежной сумме, то прежний порядок в отношении него должен сохраняться. В связи с чем просил произвести перерасчет размера возмещения вреда здоровью, взыскать недоплаченную сумму компенсации за период с "дата" 2000 года по "дата" 2013 года в размере 644317,12 руб. и установить к выплате с "дата" 2013 года ежемесячную компенсацию по возмещению вреда здоровью в размере 9446 руб. 31 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.
В суде первой инстанции представитель истца поддержал исковые требования.
Надлежащим образом извещенные представители ответчика и соответчика в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением суда иск удовлетворен частично в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания с органа социальной защиты недоплаченной суммы по компенсациям за период с "дата" 2000 года по "дата" 2013 года, и принятия в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов ссылается на то, что данное требование рассмотрено с ненадлежащим ответчиком, поскольку ответственным по обязательствам возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является Российская Федерация. Изложенный в решении механизм исполнения взыскания вторгается в межбюджетные отношения.
Представители ответчика, соответчика на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, извещены, заявлений, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, поэтому судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Истец и его представитель просили решение суда оставить без изменения.
Проверив обжалуемое решение на предмет его законности и обоснованности в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы, поскольку не усматривается оснований для осуществления проверки в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Как видно по делу, Алексеев И.А. с "дата" по "дата" 1986 года принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем в "дата" 1993 года ему была установлена 2 группа инвалидности с утратой трудоспособности 100% и выплатой ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 1646,57руб., исчисленной исходя из средней заработной платы.
В апреле 2000 года истцу установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 60% и с февраля 2001 года ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью ему стала выплачиваться из установленного законом твердого размера для инвалидов 3 группы 1000руб. с применением ежегодной индексации и на 1 января 2013 года ее размер составил 2949,79руб.
Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до 15 февраля 2001 года регулировались пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года N 179ФЗ).
Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определенном в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Однако, с 15 февраля 2001 года с введением нового правового регулирования в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был изменен порядок определения сумм возмещения вреда: расчет в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности заменен на установленные твердые суммы выплат в зависимости от группы инвалидности
Согласно статье 2 названного Закона (в редакции Федеральных законов от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ, от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5 000 рублей;
инвалидам II группы - 2 500 рублей;
инвалидам III группы - 1 000 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 во исполнение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был утвержден "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС". В пункте 10 Порядка указано, что гражданам, получившим до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ выплату в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, по их выбору выплачивается денежная компенсация или на основании их письменного заявления ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Применительно к рассматриваемому спору, после 15 февраля 2001 года истец вправе был получать компенсацию в твердой сумме или сохранить размер получаемой компенсации, исчисленной из средней заработной платы за определенный период с учетом степени утраты трудоспособности.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд пришел к выводу, что с мая 2000 года в связи с установлением истцу 3 группы инвалидности при утрате трудоспособности 60% размер компенсации, исчисленной из средней заработной платы, должен был составить 987,94руб., а с учетом индексации с применением коэффициентов увеличения минимального размера оплаты труда 1,581 с июля 2000 года и 1,515 с января 2001 года размер компенсации должен был быть равным 2366,33руб., что значительно превышает компенсацию, установленную с 2001 года в твердой денежной сумме для инвалидов 3 группы 1000 руб. При таких данных суд установил, что назначение выплаты истцу компенсации в твердом размере нарушило его право на полное и своевременное возмещение государством вреда, причиненного его здоровью, поскольку размер указанной компенсации не достигал ранее назначенной суммы возмещения вреда. Проиндексировав полагавшуюся к выплате компенсацию за период с 2001 года по 2013 год, суд возложил на орган социальной защиты обязанность выплачивать ее в размере 9446,41 руб. с последующей индексацией, взыскав за оспариваемый период недоплаченную сумму за счет федерального бюджета.
Судебная коллегия разделяет выводы суда первой инстанции, поскольку они постановлены с учетом фактических обстоятельств дела в строгом соответствии с подлежащими применению нормоположениями в их историческом развитии и системном истолковании.
Принимая решение о перерасчете размера возмещения вреда, суд обоснованно исходил из права истца на более благоприятный для него расчет, поскольку исчисление компенсации из заработка и степени утраты трудоспособности приводит к более высокой компенсации по сравнению с выплачиваемой в твердой сумме.
Стороны не оспаривают решение в части произведенных расчетов и установленных размеров выплат и задолженности.
Обращаясь к доводам апелляционной жалобы относительно того, что суд неправомерно произвел взыскание образовавшейся задолженности с органа социальной защиты как ненадлежащего ответчика, судебная коллегия считает их ошибочными, основанными на неверном толковании нормативных актов, в связи с чем отклоняет.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан является надлежащим ответчиком, поскольку пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N7 от 5 апреля 2005 года " О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 Базового Закона (в редакции Федерального закона N122 от 22 августа 2004 года) являются органы социальной защиты населения, которые согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Приведенные положения указывают на то, что Российская Федерация как субъект гражданско-правовых и публичных отношений выступает в лице компетентного органа, каковым в данном случае является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и именно на него в рамках делегированных полномочий возлагается обязанность не только производить компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, но и произвести единовременную выплату взысканной судом суммы задолженности.
Учитывая, что иных доводов, по которым в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь статьями 199, 327, 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 24 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.