Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Д.Н. Горшунова, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре Р.Ф. Абрарове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе С.А. Плотникова на решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 5 июня 2013 года, которым постановлено:
взыскать с Сергея Александровича Плотникова в доход федерального бюджета денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку через Казанское высшее военное командное училище, в сумме 266 538 рублей и государственную пошлину в доход государства в сумме 6 865 рублей 38 копеек.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение С.А. Плотникова в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Казанского гарнизона (далее - прокурор), действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с заявлением к С.А. Плотникову о взыскании денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку.
В обоснование требований указал, что 30 июля 2007 года по приказу начальника Казанского высшего артиллерийского командного училища (военного института) N 9 С.А. Плотников был зачислен на 1 курс военного института и назначен на воинскую должность "курсант" с присвоением воинского звания "рядовой" по военной специальности "применение подразделений артиллерии" с 1 августа 2007 года.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок прохождения военной службы, с рядовым С.А. Плотниковым 30 декабря 2008 года был заключен первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального обучения и пяти лет военной службы после его окончания.
Согласно приказу начальника Казанского высшего военного командного училища N 140 от 30 июля 2010 года С.А. Плотников отчислен из числа курсантов 3 курса по неуспеваемости.
Военный прокурор просил взыскать с С.А. Плотникова 266 538 рублей, затраченных из федерального бюджета на его военную и специальную подготовку за период обучения.
В судебном заседании заместитель прокурора Черемшанского района Республики Татарстан заявленные требования поддержал.
С.А. Плотников заявление признал частично и пояснил, что он согласен выплатить денежные средства, затраченные на его обучение с момента заключения контракта, а не за все время обучения в Казанском высшем военном командном училище.
Казанское высшее военное командное училище (военный институт) - филиал ФГВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" представителя в суд не направило.
Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе С.А. Плотников просит решение суда отменить, полагая, что должны быть взысканы денежные средства в меньшем размере, поскольку только с момента заключения контракта у него появились обязательства возместить затраченные на него денежные средства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
На основании пункта 7 этой же статьи граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Судом первой инстанции установлено, что 30 июля 2007 года по приказу начальника Казанского высшего артиллерийского командного училища (военного института) N 9 С.А. Плотников был зачислен на 1 курс военного института и назначен на воинскую должность "курсант" с присвоением воинского звания "рядовой" по военной специальности "применение подразделений артиллерии" с 1 августа 2007 года.
На основании приказа начальника военного института N 519 от 30 декабря 2008 года с С.А. Плотниковым был заключен первый контракт на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и пяти лет военной службы после его окончания с 11 октября 2008 года.
Согласно приказу начальника Казанского высшего военного командного училища N 140 от 30 июля 2010 года С.А. Плотников отчислен из числа курсантов 3 курса по неуспеваемости обучающихся. Уволен с военной службы в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования (подпункт "ж" пункт 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат.
Из материалов дела видно, что затраченная на военную подготовку С.А. Плотникова из средств федерального бюджета за период обучения в военно-учебном заведении сумма, рассчитанная в соответствии с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N402, составила 266538 рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность ответчика, отчисленного по основаниям, связанным с его виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, прямо предусмотрена пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и условиями заключенного контракта о прохождении военной службы, в связи с чем взыскал с С.А. Плотникова затраченные на его обучение и специальную подготовку денежные средства за весь период обучения.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным и обоснованным, все представленные в подтверждение этого вывода доказательства верно оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а сама оценка нашла подробное отражение в принятом решении.
Расчет произведен по формуле, приведенной в пункте 7 Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402, проверен судом и признан верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что С.А. Плотников не должен возмещать средства, затраченные на его военную и специальную подготовку до момента заключения контракта, является несостоятельным.
Так, из содержания пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следует, что возмещению подлежат все затраченные на обучение средства федерального бюджета, начиная со дня зачисления в военное образовательное учреждение и до дня отчисления из него за виновное поведение независимо от факта и даты заключения контракта. Законодатель не ограничил применение данной нормы только случаями, когда с обучающимся в военном образовательном учреждении в период обучения был заключен контракт о прохождении военной службы.
Суд правильно указал в решении, что ни Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", ни каким-либо иным нормативным правовым актом не предусмотрена возможность освобождения граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений по основаниям, перечисленным в пункте 7 статьи 35 указанного Федерального закона, от обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку.
Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N352, система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании статьи 71 (пункт "м") Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной им в определении от 8 февраля 2011 года N 129-О-О, пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования; предусмотренная этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства; данное законоположение не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.
Поскольку закон связывает необходимость возмещения затраченных средств федерального бюджета с их фактической затратой и отчислением из военного образовательного учреждения за виновные действия, а не с фактом заключения контракта, содержащего указание на обязанность по возврату затраченных денежных средств, постольку является верным вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения в полном объеме предъявленных к С.А. Плотникову требований.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 5 июня 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А. Плотникова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.