Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А.Саитгараевой,
судей Р.Р.Насибуллина, Г.А.Сахиповой,
при секретаре Д.Р.Бадегутдинове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Ю.В.Гейдека на решение Авиастроительного районного суда г.Казани от 11 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Ю.В.Гейдека удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Управление Пенсионного Фонда в Авиастроительном районе города Казани включить в специальный стаж период нахождения Ю.В.Гейдека в дополнительном отпуске с 26 января 2010 года по 08 февраля 2010 года в должности аппаратчика дозирования отделения компаундирования цеха N157;
период нахождения на обучении с 13 июня 2007 года по 04 июля 2007 года в должности аппаратчика дозирования отделения компаундирования цеха N157.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Ю.В.Гейдека, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе г.Казани - Л.Р.Галявиевой, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ю.В.Гейдек обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе г.Казани (далее УПФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 11 июня 2013 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого возраста.
Из специального стажа незаконно были исключены ряд периодов его работы, в связи с чем, уточнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истец просил суд включить в специальный стаж периоды нахождения в дополнительном отпуске с 26 января 2010 года по 08 февраля 2010 года, а также период обучения с 13 июня 2007 года по 04 июля 2007 года в должности аппаратчика дозирования отделения компаундирования цеха N157 завода ВЭНД в ОАО "Органический синтез", период проживания в зоне отселения Чернобыльской АЭС с 16 июля 1987 года по 18 июля 1990 года, с 01 июня 2013 года по 30 июля 2013 года, признать право на досрочную пенсию по старости, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 01 августа 2013 года и взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель третьего лица, ОАО "Оргсинтез" с исковыми требованиями в части периодов, относящихся к работе в их организации
, согласился.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных им требований. Указывается на принятие решения в нарушение норм закона, регулирующего правоотношения о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым предусмотрено право выхода на пенсию по выслуге лет ранее установленного законом возраста при суммировании предоставленных законом льгот.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика против апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, у Ю.В.Гейдек имеется статус проживающего в зоне отселения с 16 июля 1987 года по 18 июля 1990 года, что, в силу вышеназванных положений закона дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 4 года 6 мес.
Кроме того, на дату 1 ноября 2011 года у него имеется и специальный стаж по Списку N1, продолжительностью 6 лет 2 месяца 21 день, дающий право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 6 лет, а также - специальный стаж по Списку N2 продолжительностью 1 года 7 месяцев 10 дней.
Обращаясь в суд с требованиями о признании права на досрочную трудовую пенсию, Ю.В.Гейдек ссылается на то, что имеющиеся у него льготы подлежат суммированию, в связи с чем, он имеет право выхода на пенсию в возрасте 47 лет 6 месяцев.
Отказывая в удовлетворении данных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Выводы суда основаны на законе, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не усматривает.
Согласно статье 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии со статьей 28.1. Закона Российской Федерации N1244-1 от 15мая1991года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС указанные в статье 13 настоящего Закона и имеющие одновременно право на досрочное пенсионное обеспечение по списку N1 или N2 (статья 27 Федерального закона N173-Ф3, пункты 1-10), приобретают право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости по двум основаниям: предусмотренным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию не может превышать 10 лет.
В том случае, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренных подпунктами 1-10 статьи 27 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Исходя из изложенного, с учетом снижения возраста по Закону от 15 мая 1991 года истец имеет право на пенсию при исполнении возраста 50 лет.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, с периодами работы по списку N1 суммируются
периоды работы, указанные в пп.12 п. 2 указанных Правил (работа граждан в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Поскольку истец работал в зоне отселения, то установленной законом льготой по суммированию имеющихся у него льгот не пользуется.
По указанным основаниям его доводы в апелляционной жалобе со ссылкой на нарушения норм материального закона отклоняются как несостоятельные.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда г.Казани от 11 ноября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ю.В.Гейдека - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.