Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 01 августа 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Меньшикова В.А.,
судей: - Дубинина В.А., Вахненко А.А.,
при секретаре - Сухановой Е.О.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Харламова С.А. об оспаривании решения "Наименование учреждения" об отказе в постановке не учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Вахненко А.А., объяснения представителя "Наименование учреждения" Иващенко В.В. и представителя Министра обороны РФ Лебедевой А.Ю. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением суда первой инстанции заявление Харламова С.А. об оспаривании решения "Наименование учреждения" от 30 января 2013 года N об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, удовлетворено.
Действия заместителя начальника указанного выше учреждения связанные с отказом Харламову С.А. в постановке на вышеназванный учет признаны незаконными и на него возложена обязанность рассмотреть установленным порядком заявление Харламова С.А. о постановке на такой учет.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица Шалаева И.А. выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда от 22 апреля 2013 года, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Харламова С.А. в полном объеме.
В обоснование своих требований автор жалобы приводит доводы, суть которых сводится к следующему.
Ссылаясь на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также на положения "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" (далее Инструкция), введенной в действие Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, автор жалобы указывает, что в случае если военнослужащим в установленный срок со дня получения уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Далее Шалаева И.А. поясняет, что поскольку Харламовым С.А. были представлены не все документы, указанные в п. 1 Инструкции, то при рассмотрении заявления последнего, связанного с принятием на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в избранном месте жительства, заместитель начальника "Наименование учреждения" принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления Харламова С.А.
Помимо этого автор жалобы отмечает, что ссылка суда первой инстанции на ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ), в части обязанности уполномоченного органа самостоятельно запрашивать документы, необходимые для принятия гражданина на учет, в случае не предоставления таких документов самим заявителем, является необоснованной, поскольку "Наименование учреждения" было лишено такой возможности, а истребованные документы должен был представить сам Харламов С.А.
В суде апелляционной инстанции представитель "Наименование учреждения" Иващенко В.В., поддержав доводы автора жалобы, пояснил, что заявителем не было представлено какого-либо документа, заверенного соответствующим должностным лицом, определяющего статус Харламова С.А. как военнослужащего, увольняемого с военной службы.
Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, прибывших в судебное заседание, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Действительно частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" было определено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление, к которому, в том числе, прикладываются и выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления.
Именно указанными положениями нормативно-правовых актов и руководствовались должностные лица "Наименование учреждения", возлагая на Харламова С.А. обязанность по представлению им документов на имевшуюся ранее у его супруги ФИО1 часть квартиры по адресу: "адрес"
Вместе с тем, данные требования являлись обоснованными только лишь до внесения изменений в часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ) о том, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Как следует из писем И.О. заместителя начальника "Наименование учреждения" от 31 августа 2012 года N, от 8 ноября 2012 года N и от 1 февраля 2013 года N (л.д. N) Харламову С.А. предлагалось представить документы на имевшуюся ранее у его супруги ФИО1 часть квартиры по адресу: "адрес", однако такие документы заявителем представлены не были.
Само же решение "Наименование учреждения" об отказе в постановке Харламова С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма было принято 30 января 2013 года, т.е. в период действия Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ.
При этом необходимо отметить, что ни должностными лицами "Наименование учреждения", осуществлявшими переписку с заявителем по указанному выше вопросу, ни автором апелляционной жалобы и ни представителем названного учреждения, принимавшим участие в суде второй инстанции не приведено каких-либо обоснований тому, что вышеперечисленные документы, либо интересующие сведения, в связи с их не предоставлением Харламовым С.А., не могут быть запрошены самостоятельно, через командование части где заявитель проходил военную служба, а также через органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при указанных выше обстоятельствах "Наименование учреждения" как уполномоченному органу осуществляющему принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, при условии не представления заявителем истребованных документов по собственной инициативе и, руководствуясь часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ), было необходимо истребовать данные документы самостоятельно.
Таким образом, не находя оснований для отмены или изменения судебного решения, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ч. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Харламова С.А. об оспаривании решения "Наименование учреждения" об отказе в постановке не учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шалаевой И.А. - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
А.А. Вахненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.