Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 18 июля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Меньшикова В.А.
и судей - Писцова С.В.,
- Пестрикова О.В.,
при секретаре - Лашкиной Е.А., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Скорикова С.Н. на решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 30 апреля 2013 года по заявлению названного лица об оспаривании действий министра обороны Российской Федерации, руководителя "Наименование учреждения" и командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава части.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В., объяснения представителя заявителя - Якубовича В.С. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя министра обороны Российской Федерации - Зиминой Н.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа майора юстиции Наконечного Д.В., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда заявление Скорикова удовлетворено частично.
Суд обязал министра обороны Российской Федерации отменить приказ от 17 января 2013 года N (в редакции приказа от 11 апреля 2013 года N) в части исключения Скорикова из списков личного состава войсковой части N.
Этим же решением суд обязал руководителя "Наименование учреждения" возобновить выплату денежного довольствия Скорикову с 10 февраля 2013 года.
Кроме того, суд обязал командира войсковой части N обеспечить заявителя всеми положенными видами довольствия.
В удовлетворении требования Скорикова об отмене приказа министра обороны Российской Федерации от 17 января 2013 года N в части досрочного увольнения его с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением им условий контракта), судом было отказано.
В апелляционной жалобе Скориков выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы автор жалобы отмечает, что при рассмотрении его заявления судом первой инстанции были нарушены нормы материального права.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 27 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, заявитель отмечает, что военнослужащий, привлеченный к административной ответственности, не может быть повторно привлечен к дисциплинарной ответственности за тоже административное правонарушение.
Далее автор апелляционной жалобы указывает, что пунктом 2 статьи 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Одновременно с этим Скориков приводит основные виды нарушений условий контракта и указывает на то, что существенных условий контракта о прохождении военной службы он не нарушал.
Также суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что согласно заключению аттестационной комиссии войсковой части N, проведенной по факту привлечения его к административной ответственности, он был признан соответствующим занимаемой должности и названной комиссией было принято решение о целесообразности назначения его на низшую должность. Несмотря на это, командир воинской части не утвердил названное заключение и во исполнение приказа командующего войсками "данные изъяты" округа N от 16 апреля 2012 года представил документы на увольнение его с военной службы.
Между тем, судом не исследовался названный приказ, поскольку не представлялся сторонами, участвующими в деле, и который был положен в основу судебного решения как обосновывающий действия командира воинской части по не утверждению решения аттестационной комиссии воинской части.
В заключение автор жалобы отмечает, что на момент рассмотрения дела у него было одно не снятое дисциплинарное взыскание "строгий выговор" от 5 марта 2012 года, объявленное за совершение административного правонарушения. Вместе с тем представителями воинских должностных лиц не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о систематическом невыполнении им условий контракта, что является основанием досрочного увольнения с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В поданных представителем командира войсковой части N возражениях высказывается несогласие с доводами автора апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения гарнизонного военного суда без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, представителя воинского должностного лица, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Исследовав все представленные сторонами доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о правомерном увольнении заявителя с военной службы по оспариваемому им основанию, поскольку данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнения в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Согласно материалам дела 1 сентября 2005 года Скориков заключил контракт о прохождении военной службы (на время обучения и 5 лет военной службы после окончания высшего военного учебного заведения), в связи с чем приобрел особый статус военнослужащего, что предполагает добровольность принятия на себя обязательств соответствовать требованиям по занимаемой воинской должности, поддерживать необходимый уровень квалификации в течение срока действия контракта, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, что прямо предусмотрено пунктом 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы, установленной Приложением N 1 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
В соответствии со статьей 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников). В силу статьи 3 того же устава воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов.
Между тем, как это следует из материалов дела, для принятия министром обороны Российской Федерации обоснованного решения о досрочном увольнении Скорикова в запас по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", послужили те обстоятельства, нашедшие свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что заявитель в период заключенного контракта о прохождении военной службы неоднократно допускал невыполнение взятых им обязательств по добросовестному исполнению общих обязанностей военнослужащего, установленных действующим законодательством.
Согласно материалам дела, Скориков за период военной службы только в 2012 году N раз привлекался к ответственности на совершение административных правонарушений в области дорожного движения. При этом 11 апреля 2012 года постановлением судьи Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью N статьи N Кодекса РФ об административных правонарушениях, заявитель был лишен права управления транспортными средствами на срок "данные изъяты".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 21 марта 2013 года N 6-П "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан ... ", совершение военнослужащим административного правонарушения, за которое он несет ответственность на общих основаниях, представляет собой нарушение относящегося к числу общих обязанностей военнослужащего требования о строгом соблюдении Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, в связи с чем невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться, в том числе в совершении военнослужащим административного правонарушения.
Именно, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также данные о личности заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий воинского должностного лица о досрочном увольнении Скорикова с военной службы, поскольку заявитель систематически нарушал требования закона в области дорожного движения и административного законодательства.
При этом, вопреки доводам автора кассационной жалобы, увольнение его с военной службы было произведено не в дисциплинарном порядке, а в соответствии с нормами Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о порядке прохождения военной службы, то есть в порядке аттестации, в связи с чем утверждение заявителя о двойном наказании его за один тот же проступок является несостоятельным.
Тот факт, что аттестационная комиссия войсковой части N от 21 августа 2012 года (протокол N) своим решением не ходатайствовала перед командованием о досрочном увольнении Скорикова с военной службы, то он не свидетельствует о неправомерности решения командования об увольнении заявителя с военной службы.
Как следует из содержания вышеуказанного протокола, сама аттестационная комиссия воинской части дала негативную оценку исполнению Скориковым общих обязанностей военной службы и посчитала целесообразным назначить заявителя на низшую воинскую должность.
Между тем, командир войсковой части N обоснованно не согласился с вышеуказанными выводами аттестационной комиссии, носящими не обязательный, а рекомендательный характер, а, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства ненадлежащего исполнения Скориковым общих обязанностей военнослужащего, представил последнего для досрочного увольнения с военной службы, которое и было реализовано министром обороны Российской Федерации в оспариваемом заявителем приказе.
На основании изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 30 апреля 2013 года по гражданскому делу по заявлению Скорикова С.Н. об оспаривании действий министра обороны Российской Федерации, руководителя "Наименование учреждения" и командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава части, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.