Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 04 июня 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей - Писцова С.В., Титаренко В.В.,
при секретаре - Сухановой Е.О.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего [Наименование Учреждения 1] "данные изъяты" Барматова С.С. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и [Наименование Учреждения 2], связанных с исключением его из списков личного состава военного комиссариата в день окончания основного отпуска и до полного обеспечения установленными денежными средствами, по апелляционной жалобе заявителя на решение Якутского гарнизонного военного суда от 26 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Титаренко В.В., заключение прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа подполковника юстиции Пестриковой О.В., предложившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда оставлено без удовлетворения заявление Барматова, в котором тот просил признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N в части даты его исключения из списков личного состава воинской части (31 декабря 2012 года) и обязать названное должностное лицо изменить эту дату на 15 января 2013 года, а [Наименование Учреждения 2] - произвести перерасчёт и доплату денежного довольствия с учетом новой даты его исключения из списков личного состава.
В апелляционной жалобе Барматов выражает несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив его требование.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указывает, что пропорционально прослуженному времени в году увольнения ему была предоставлена оставшаяся часть основного отпуска за 2012 год с 28 по 31 декабря того же года. Вопреки требованиям действующего законодательства в области обороны он был незаконно исключен из списков личного состава в день окончания его основного отпуска.
Барматов отмечает, что в соответствии со ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков, то есть на следующий день по истечении последнего дня предоставленного отпуска.
Вместе с тем, суд первой инстанции при наличии специальных норм права регулирующих спорные правоотношения необоснованно применил аналогию закона сославшись на п.13 ст.46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о том, что днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы предусмотрен последний день отпуска.
Кроме того, автор жалобы считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на определение Конституционного Суда Российской Федерации N 131-0-0 от 25 января 2007 года, поскольку названное решение содержит правовой анализ норм трудового законодательства.
Далее автор жалобы приводит свой анализ п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9, где указанно, что порядок прохождения военной службы, регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В заключение Барматов отмечает, что решением гарнизонного военного суда были нарушены гарантии, установленные европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N54-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу заявителя представитель Министерства обороны Российской Федерации Павлова Ю.Г. просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, поскольку днем окончания военной службы заявителя является именно 31 декабря 2012 года.
В своих возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Якутского гарнизона отмечает, что Барматов исключен из списков личного состава [Наименование Учреждения 1] по окончании отпуска (в последний день), поэтому нарушений прав и свобод Барматова со стороны воинских должностных лиц, чьи действия он оспаривает, не усматривается.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение военного прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о правомерном исключении заявителя из списков личного состава части с 31 декабря 2012 года.
Как было установлено в ходе разбирательства дела, ввиду проведения организационно-штатных мероприятий приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N 2287 Барматов был уволен с военной службы по названному основанию и исключен из списков части с 31 декабря 2012 года. При этом ему пропорционально прослуженному времени была предоставлена оставшаяся часть основного отпуска за 2012 год продолжительностью 4 суток с 28 по 31 декабря 2012 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Барматова гарнизонный военный суд исходил из содержания п.11 ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" где определено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев прямо предусмотренных положениями названной статьи Закона. При этом приведенный список оснований, по которым военнослужащий не может быть исключен из списка личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Суд первой инстанции, правильно обосновал принятое решение, сославшись на положения пунктов 1, 3 и 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы во взаимосвязи с вышеуказанным Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что заявитель на день исключения из списков личного состава был полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и иным обеспечением по 31 декабря 2012 года включительно, что не оспаривается и самим заявителем в апелляционной жалобе.
Кроме того, необходимо отметить, что Барматов до апреля 2009 года сдал дела и должность, от исполнения обязанностей по которой был освобожден с 1 апреля 2009 года.
При таких обстоятельствах, следует прийти к выводу о том, что Барматов обоснованно был исключен из списков личного состава [Наименование Учреждения 1] по окончании отпуска, дата окончания которого совпала с последним днём военной службы заявителя. Так как на день оспариваемого исключения Барматов был обеспечен всеми положенными видами довольствия, дела и должность сдал, гарнизонный военный суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований последнего, поскольку его права и законные интересы нарушены не были.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского гарнизонного военного суда от 26 марта 2013 года по гражданскому делу по заявлению Барматова С.С. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и [Наименование Учреждения 2], связанных с исключением его из списков личного состава военного комиссариата, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья В.В. Титаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.