Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 04 апреля 2014 г. по делу N 33А-407/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н., Томашевича В.В., при секретаре Мырченко О.Ю., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ Кашина Д.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Давыденко И. Н. об оспаривании действий Министра обороны РФ и Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (ФКУ "ЕРЦ МО РФ") по вопросу установления надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давыденко обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконными действия Министра обороны РФ, связанные с изданием приказов об установлении ему надбавки за особые условия военной службы с 1 января 2012 года и с 1 января 2013 года в размере двадцати процентов должностного оклада вместо положенных сорока процентов.
В этой связи заявитель просил суд обязать Министра обороны РФ установить ему надбавку за особые условия военной службы в размере сорока процентов оклада по воинской должности, в частности, за прохождение военной службы в особых условиях на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением (далее - надбавка за руководство подразделением) - в размере двадцати процентов оклада по воинской должности и в том же размере - за обеспечение безопасности полетов самолетов и вертолетов (далее - надбавка за обеспечение безопасности полетов).
Одновременно с этим заявитель просил суд обязать ФКУ "ЕРЦ" МО РФ произвести перерасчет и доплатить надбавку за руководство подразделением с 1 января 2012 года.
Суд первой инстанции эти требования заявителя удовлетворил, взыскав в пользу заявителя судебные расходы - государственную пошлину в размере 200 рублей.
Выражая несогласие с таким судебным решением, представитель Министра обороны Кашин в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявления в части требований к Министру обороны РФ.
В обоснование своих доводов автор жалобы, комментируя действующее законодательство, считает, что правом на получение надбавки за руководство подразделением заявитель не обладает, поскольку спорная надбавка устанавливается только тем командирам и начальникам, которые осуществляют непосредственное руководство подразделениями и личным составом на постоянной основе, к числу которых Давыденко не относится.
Поскольку в настоящее время отсутствует соответствующий Перечень должностей, автор жалобы полагает, что в целях выяснения оснований и законности получения спорной надбавки следует установить критерии для ее выплаты, исходить из факта замещения военнослужащим должности, связанной с руководством личным составом, определиться с понятием "командование подразделением", а также применить аналогию закона и ранее действовавших нормативных актов.
Иной подход, по мнению Кашина, уравнивает в гарантиях военнослужащих, которые действительно проходят службу в особых условиях и непосредственно руководят подразделениями (командиры полков, батальонов, рот и взводов), и тех воинских должностных лиц, которые не несут всей полноты ответственности в силу ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ и в служебной деятельности осуществляют руководство личным составом лишь по специальным вопросам военной службы.
В этой связи, обращает внимание автор жалобы, следует руководствоваться штатом воинской части, из которого видно количество и категории подчиненного личного состава, возложенными на военнослужащего обязанностями и дополнительными нагрузками, а также степенью его ответственности и условиями прохождения им военной службы.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что занятие заявитель по своему служебному положению не является командиром как таковым, что не дает ему права претендовать на получение спорной надбавки.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подпункту "г" пункта 3, пунктов 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Подпунктом "д" пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере двадцати процентов оклада по воинской должности.
Сравнительный анализ положений вышеуказанных Правил и Порядка показывает, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делу, вопреки иному мнению автора жалобы, являлись нахождение заявителя на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями, а также размер надбавки согласно правовому акту государственного органа.
Как установлено по делу, Давыденко, проходящий военную службу по контракту, приказом Главнокомандующего ВВС N 151 от 28 февраля 2011 года назначен на воинскую должность начальника отдела - старшего инженера-испытателя научно-исследовательского испытательного отдела 2 Управления- научно-исследовательского испытательного войсковой части -, штатная категория "подполковник", с сохранением должностного оклада по ранее занимаемой должности (29 тарифный разряд).
Согласно приложению N 3 к вышеуказанному Порядку 29 тарифный разряд, который установлен для воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, выше должностного оклада командира мотострелковой (танковой) бригады (28 тарифный разряд).
Из материалов дела видно, что командир войсковой части - в ноябре 2012 года и в феврале 2013 года установленным порядком направлял Министру обороны РФ проекты приказов об установлении и выплате Давыденко с 1 января 2012 года и с 1 января 2013 года надбавки за особые условия военной службы в размере 40 процентов к окладу по воинской должности (л.д. 11,12).
Между тем, приказами Министра обороны РФ от 7 декабря 2012 года N 2200 (по строевой части, раздел 1, ВВС, параграф 146) и N 279 от 7 июня 2013 года (по строевой части, раздел 1, ВВС, параграф 14), изданных на основании ходатайств командира войсковой части 15650, Давыденко надбавка за руководство подразделением в размере 20 процентов должностного оклада не установлена (л.д. 8,9).
Из этого со всей очевидностью следует, что проекты приказов были рассмотрены Министром обороны РФ и по ним было принято решение.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что командиром воинской части -, который представлял Давыденко к выплате надбавки за руководство подразделением, в достаточной степени были учтены сведения из штата воинской части, а также то, что исполнение им обязанностей по занимаемой должности непосредственно связано с руководством подразделением - отделом на постоянной основе.
Что же касается утверждения в жалобе о том, что отдел, которым руководит заявитель, по численности (55 человек личного состава, л.д. 13) не соответствует определению "подразделение" (взвод, рота, батальон) и не является таковым, то оно является несостоятельным, поскольку никаких объективных критериев для этого вышеназванный Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих не устанавливает.
Очевидно, что являясь непосредственным начальником, Давыденко в силу требований ст. 33 Устава внутренней службы наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности вверенного воинского подразделения.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Давыденко права на получение оспариваемой надбавки и необоснованности действий Министра обороны РФ по не установлению заявителю данной выплаты.
Иные доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение также не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части - Давыденко И. Н. об оспаривании действий Министра обороны РФ и Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" по вопросу установления надбавки за особые условия военной службы, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министра обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.