Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 04 апреля 2014 г. по делу N 33А-411/2014
Судебная коллегия по административным делам
3 окружного военного суда
в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Мырченко О.В. в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционным жалобам заявителя и представителя Министра обороны РФ Кашина Д.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части - Евтушенко Ю.Б. об оспаривании действий Министра обороны РФ и ФКУ "Единый расчетный центр" МО РФ (ФКУ "ЕРЦ МО РФ") по вопросу установления и выплаты заявителю ежемесячных надбавок за особые условия военной службы.
Заслушав доклад председательствующего - судьи Моши А.М., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Подполковник Евтушенко Ю.Б. обратился в суд с заявлением к министру обороны РФ, командиру войсковой части - и ФКУ "ЕРЦ МО РФ", в котором просил признать незаконными:
- действия министра обороны РФ, связанные с невыплатой ему по должности начальника отделения - старшего инженера - испытателя 6-го НИИО 2-го УНИИ войсковой части - надбавки за особые условия военной службы (далее - ОУВС), связанные с прохождением службы на воинской должности начальника структурного подразделения и исполнением обязанностей, связанных с руководством личным составом, на основании абзаца 1 подпунктов "д" пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок), в размере 20 % от оклада по воинской должности за 2013 год и надбавки за особые условия военной службы, как проходящему службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, связанной с обеспечением безопасности полетов (абзац 2 подпункта "д" пункта 53 Порядка), в размере 20 % от оклада по воинской должности за 2012-2013 года;
- действия командира войсковой части -, выразившиеся в не включении его, Евтушенко, в проект соответствующего приказа МО РФ (по строевой) о выплате упомянутых надбавок.
Кроме того, Евтушенко просил:
- обязать министра обороны РФ установить ему, Евтушенко, надбавку за особые условия военной службы в размере 40 % оклада воинской должности (20 % как проходящему службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым, связано с руководством подразделениями) с 1 января 2012 года, а также внести изменения (дополнения) в "Перечень воинских должностей, замещаемых военнослужащими, обеспечивающими безопасность полетов" согласно "Предложений войсковой части - ... ", направленных в адрес начальника ГШ ВВС за исх. N 50/18/529 от 22.02.2013 года, дополнительно включив в него код должности 4396/1191 с ВУСом 4616;
- обязать ФКУ "ЕРЦ МО РФ" произвести перерасчет и выплатить ему: ежемесячную надбавку в размере 20 % оклада воинской должности за период с 1 января 2013 года, как проходящему службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, в размере 62400 рублей; ежемесячную надбавку в размере 20 % оклада воинской должности за 2012 год, как проходящему службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, в размере 62400 рублей; ежемесячную надбавку в 20 % воинской должности за период с 1 января 2013 года, как проходящему службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, в размере 62400 рублей.
При подготовке дела к судебному разбирательству Евтушенко уточнил свои требования, изложив последнее из перечисленных, в новой редакции:
- обязать ФКУ "ЕРЦ МО РФ" произвести перерасчет и выплатить ему ежемесячную надбавку в размере 20 % оклада воинской должности за период с 1 января 2013 года как проходящему службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями;
- ежемесячную надбавку в размере 20 % оклада воинской должности за 2012 и 2013 годы, как проходящему службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов;
Определением суда от 27 декабря 2013 года производство по делу в части требований заявителя к командиру войсковой части - о признании незаконными действий, связанным с не включением Евтушенко в проект приказа МО РФ об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности за руководство подразделением за 2013 год было прекращено.
Суд первой инстанции эти требования заявителя удовлетворил частично и обязал министра обороны РФ дополнить изданный им приказ от 11 февраля 2013 года N 79 (по строевой части, раздел 5, ? 1, войсковая часть -) указанием об установлении Евтушенко ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности, как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, а также внести изменения в Перечень воинских должностей, замещающих военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов в авиационных воинских частях (авиационных спасательных центрах), военная служба в которых дает право на получение ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности, утвержденный МО РФ 30 октября 2012 года, дополнительно включив в него должность начальника отделения - старшего инженера - испытателя (код должности 4396/1191, код ВУСа 4616).
Кроме того суд обязал ФКУ "ЕРЦ МО РФ" произвести перерасчет и выплатить заявителю ежемесячную надбавку за ОУВС в размере 20 % оклада по воинской должности с 1 января 2013 года, как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
В удовлетворении остальных требований Евтушенко отказано.
Не соглашаясь с таким решением, Евтушенко подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое - о полном удовлетворении заявленных требований.
Как утверждается в жалобе, принятое решение, обязывающее Министра обороны РФ внести изменения в Перечень воинских должностей, замещающих военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов в авиационных воинских частях (авиационных спасательных центрах), военная служба в которых дает право на получение ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности, утвержденный МО РФ 30 октября 2012 года, не в полной мере восстанавливает его нарушенное, как он полагает, конституционное право на вознаграждение за труд, поскольку автоматически не влечет выплату ему соответствующей надбавки, несмотря на фактическое исполнение должностных обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности полетов самолетов и вертолетов в авиационных воинских частях (авиационных спасательных центрах), что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и, в частности, указаниями НШ ВВС (исх. N 672/2/1/179 от 15 февраля 2013 г.).
Представитель Министра обороны РФ Кашин в своей апелляционной жалобе, выражая несогласие с таким судебным решением, просит его отменить в части, касающейся выплаты заявителю надбавки за руководство подразделением.
В обоснование своих доводов Кашин, комментируя действующее законодательство, считает, что правом на получение надбавки за руководство подразделением заявитель не обладает, поскольку спорная надбавка устанавливается дифференцированно и только тем командирам и начальникам, которые осуществляют непосредственное руководство подразделениями и личным составом на постоянной основе, к числу которых, полагает Кашин, Евтушенко не относится.
Поскольку в настоящее время отсутствует соответствующий Перечень должностей, автор жалобы полагает, что в целях выяснения оснований и законности получения спорной надбавки следует установить критерии для ее выплаты, исходя из факта замещения военнослужащим должности, связанной с руководством личным составом, определиться с понятием "командование подразделением", а также применить аналогию закона из ранее действовавших нормативных актов.
Иной подход, по мнению Кашина, уравнивает в гарантиях военнослужащих, которые действительно проходят службу в особых условиях и непосредственно руководят подразделениями (командиры полков, батальонов, рот и взводов), и тех воинских должностных лиц, которые не несут всей полноты ответственности в силу ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ (УВС ВС РФ) и в служебной деятельности осуществляют руководство личным составом лишь по специальным вопросам военной службы.
В этой связи, обращает внимание автор жалобы, следует руководствоваться штатом воинской части, возложенными на военнослужащего обязанностями и дополнительными нагрузками, а также степенью его ответственности и условиями прохождения им военной службы.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что в подчинении Евтушенко находится отдел, который по уставным критериям и численности личного состава не соответствует понятию подразделения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подпункту "г" пункта 3, пунктов 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 % оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Подпунктом "д" пункта 53 Порядка, определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере 20 % оклада по воинской должности.
Сравнительный анализ положений вышеуказанных Правил и Порядка показывает, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, нахождение заявителя на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, является именно тем особым условием военной службы, с которым связано право на спорную надбавку и никаких других особых условий не подразумевает.
Как установлено по делу, Евтушенко с февраля 2011 года проходит военную службу по контракту в должности начальника отделения - старшего инженера - испытателя научно - испытательного отдела 2-го управления НИЦ войсковой части -, штатная категория "майор", 22 тарифный разряд, а в его подчинении находятся 5 военнослужащих и 6 лиц гражданского персонала, а поэтому очевидно, что являясь непосредственным начальником, Евтушенко в силу требований статьи 33 УВС ВС РФ наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности своего воинского подразделения и личного состава.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Евтушенко права на получение оспариваемой надбавки и необоснованности действий Министра обороны РФ по не установлению заявителю данной выплаты.
Иные доводы апелляционной жалобы Кашина законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение также не ставят.
Оценивая доводы заявителя о несогласии с решением в части неудовлетворенных требований, коллегия исходит из следующего.
Согласно абзацу 3 подпункта "д" пункта 53 Порядка следует, что в авиационных воинских частях (авиационно-спасательных центрах), проходящим военную службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, по перечню воинских должностей, утверждаемому министром обороны РФ, выплачивается надбавка за ОУС в размере 20 % оклада по воинской должности. Такой Перечень воинских должностей утвержден министром обороны РФ 30 октября 2012 года.
Как установлено в судебном заседании, Евтушенко осуществляет руководство по обеспечению безопасности выполнения полетов и обслуживания авиационной техники (АТ) при проведении испытаний комплексов с беспилотным летательных аппаратов (БЛА), организует и принимает непосредственное участие в испытаниях, оценке и обслуживании стартовых ускорителей, маршевых силовых установок, пиротехнических средств систем спасания БЛА и пусковых установок при проведении испытаний комплексов с БЛА, организует инструктаж и проверку знаний по безопасности эксплуатации АТ и, кроме того, как начальник отделения, осуществляет постоянное руководство всеми видами деятельности подчиненных структур, связанными с организацией полетов и безопасным их выполнением; организует своевременное и качественное планирование работы органа управления по предотвращению авиационных происшествий; проводит систематический анализ состояния безопасности полетов на основе наблюдений и докладов.
Однако, занимаемая им должность не входит в упомянутый выше Перечень воинских должностей, замещающих военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов в авиационных воинских частях (авиационных спасательных центрах), военная служба в которых дает право на получение ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности, утвержденный МО РФ 30 октября 2012 года.
Именно в связи с этим суд удовлетворил требование заявителя о возложении обязанности на министра обороны РФ внести изменения в указанный Перечень согласно предложениям войсковой части 15650, направленным начальнику ГШ ВВС (исх. N 50/18/529 от 22 февраля 2013 года), дополнительно включив в него должность начальника отделения - старшего инженера - испытателя (код должности 4396/1191, код ВУСа 4616), поскольку до внесения таких дополнений основания для производства соответствующей надбавки заявителю отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части - - об оспаривании действий Министра обороны РФ и ФКУ "Единый расчетный центр" МО РФ по вопросу установления заявителю ежемесячных надбавок за особые условия военной службы - оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и представителя Министра обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.