Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 04 апреля 2014 г. по делу N 33А-403/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Пересады А.Н. и Ракова А.В., при секретаре Мырченко О.Ю., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ Кашина Д.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Орлова А.А. об оспаривании бездействия Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "Единый расчетный центр Минобороны России" (далее по тексту ЕРЦ) по вопросу установления и выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Орлов, проходящий военную службу по контракту на должности начальника одного из отделов войсковой части -, обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просил:
- признать незаконным бездействие Министра обороны РФ по вопросу установления ему в 2012 и 2013 годах надбавки за особые условия военной службы не в полном объеме;
- обязать Министра обороны РФ внести изменения в приказы (по строевой части), соответственно, N 2200 от 7 декабря 2012 года и N 79 от 11 февраля 2013 года, дополнив их указанием об установлении ему с 1 января 2012 года и с 1 января 2013 года в составе 40 процентной ежемесячной надбавки за особые условия военной службы выплаты 20 % оклада по воинской должности - за замещение воинской должности наземного авиационного специалиста, обеспечивающего безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % оклада по воинской должности - за прохождение военной службы на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением (далее по тексту надбавка за руководство подразделением);
- обязать руководителя ФКУ ЕРЦ произвести ему за период с 1 января 2012 года доплату указанной надбавки за руководство подразделением в размере 20 % оклада по воинской должности.
Суд первой инстанции эти требования заявителя удовлетворил.
Не соглашаясь с судебным постановлением в части возложения на Министра обороны РФ обязанности по установлению Орлову указанной надбавки за руководство подразделением, представитель должностного лица Кашин подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции автор жалобы, ссылаясь на различные нормативные правовые акты, указывает, что в соответствии с действующим законодательством правом на получение надбавки за руководство подразделением Орлов не обладает, в связи с чем противоположный вывод суда по данному вопросу является ошибочным.
Далее в жалобе представитель Кашин утверждает, что Орлов не может претендовать на получение спорной надбавки, поскольку она устанавливается только отдельным категориям командиров и начальников, осуществляющим непосредственное руководство подразделениями и личным составом на постоянной основе, к числу которых заявитель не относится.
Поскольку в настоящее время отсутствует соответствующий Перечень должностей, автор жалобы полагает, что в целях выяснения оснований и законности получения спорной надбавки следует установить критерии для ее выплаты, исходить из факта замещения военнослужащим должности, связанной с руководством личным составом, определиться с понятием "командование подразделением", а также применить аналогию ранее действовавших нормативных актов, в частности, приказа Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200.
Иной подход, по мнению Кашина, уравнивает в гарантиях военнослужащих, которые действительно проходят службу в особых условиях и непосредственно руководят подразделениями (командиры полков, батальонов, рот и взводов), и тех воинских должностных лиц, которые не несут всей полноты ответственности в силу ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ и в служебной деятельности осуществляют руководство личным составом лишь по специальным вопросам военной службы.
В этой связи, обращает внимание автор жалобы, следует руководствоваться штатом воинской части, возложенными на военнослужащего обязанностями и дополнительными нагрузками, а также степенью его ответственности и условиями прохождения им военной службы.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что в подчинении Орлова находится отдел, который по уставным критериям и численности личного состава не соответствует понятию подразделения.
Эти важные обстоятельства, по мнению автора жалобы, остались без внимания суда первой инстанции при принятии оспариваемого решения.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на точном применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с ч. 18 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подпункту "г" п. 3, п. п. 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 % оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Подпунктом "д" п. 53 и п. 55 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере 20 % оклада по воинской должности. Военнослужащим, имеющим право на получение надбавки по двум и более основаниям, ее размер определяется путем суммирования процентов по каждому основанию и не может превышать более 100 % оклада по воинской должности военнослужащего.
Сравнительный анализ приведенных нормативных правовых актов показывает, что право на получение надбавки за руководство подразделением не зависит от какого-либо Перечня соответствующих должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Поскольку Министр обороны РФ приказом от 23 июля 2012 года N 2026 отменил ранее утвержденный им Перечень воинских должностей, для которых устанавливается рассматриваемая выплата, и других нормативных актов по этому вопросу не издал, судебная коллегия полагает, что его наличие, в силу подпункта "д" п. 53 вышеуказанного Порядка, не является обязательным критерием для установления надбавки за руководство подразделением.
Что же касается ранее действовавшего приказа Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, который утверждал схожий Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, то в связи с утратой его силы в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2758, каких-либо оснований для применения этого нормативного акта по аналогии, вопреки позиции автора жалобы, не имеется.
По делу установлено, что проходящий военную службу по контракту с Минобороны России Орлов приказом главнокомандующего ВВС от 28 февраля 2011 года N 151 (по личному составу) назначен на указанную воинскую должность в войсковую часть -, которую замещает по настоящее время. При этом в его непосредственном подчинении находится несколько военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Приказами Министра обороны РФ от 7 декабря 2012 года N 2200 и от 11 февраля 2013 года N 79 (по строевой части), соответственно, с 1 января 2012 года и с 1 января 2013 года заявителю, за исключением оспариваемой надбавки за руководство подразделением, установлены иные дополнительные выплаты, в том числе надбавка за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности - за замещение воинской должности наземного авиационного специалиста, обеспечивающего безопасность полетов самолетов и вертолетов.
Исходя из специфики исполняемых им обязанностей по воинской должности, командиром войсковой части - Орлов был неоднократно включен в проекты приказов Министра обороны РФ об установлении и выплате ему с 1 января 2012 года и с 1 января 2013 года надбавки за особые условия военной службы в размере 40 % оклада по воинской должности, из которых 20 % - за замещение воинской должности наземного авиационного специалиста, обеспечивающего безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % - за руководство подразделением (отделом).
Однако указанные предложения должностного лица в части установления заявителю надбавки за руководство подразделением в размере 20 % оклада по воинской должности Министром обороны РФ при издании приказов от 7 декабря 2012 года N 2200 и от 11 февраля 2013 года N 79 (по строевой части) были оставлены без реализации, в связи с чем спорная выплата Орлову не производится.
В этой связи судебная коллегия полагает, что командиром войсковой части -, который представил Орлова к выплате спорной надбавки, были в достаточной степени учтены сведения из штата воинской части и особые условия прохождения заявителем военной службы, в том числе и то, что исполнение им обязанностей по занимаемой воинской должности непосредственно связано с руководством подразделением (отделом) на постоянной основе.
Что же касается утверждения в жалобе о том, что отдел, которым руководит Орлов, по численности и уставным требованиям не соответствует понятию подразделения, то оно является несостоятельным, поскольку каких-либо объективных критериев по отношению к понятию подразделения действующий Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих для назначения рассматриваемой выплаты не устанавливает.
Очевидно, что являясь непосредственным начальником отдела, Орлов в силу требований ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности вверенного ему подразделения.
Доводы же автора жалобы в этой части об обратном какими-либо доказательствами объективно не подтверждены, а поэтому в силу требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ судебная коллегия находит их несостоятельными.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по убеждению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Орлова права на получение надбавки за руководство подразделением в обозначенном объеме и необоснованности бездействия Министра обороны РФ по вопросу установления заявителю данной выплаты.
При этом суд правомерно исходил из того, что факт отсутствия в настоящее время утвержденного Министром обороны РФ Перечня воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, ранее определенного приказом этого должностного лица - от 29 июня 2012 года и отмененным 23 июля 2012 года, не может служить основанием для отказа заявителю в установлении спорной выплаты, которая предусмотрена действующим законодательством для военнослужащих.
При таких обстоятельствах доводы представителя должностного лица, приведенные в апелляционной жалобе, законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Орлова А. АлексА.а об оспаривании бездействия Министра обороны РФ и руководителя ФКУ "Единый расчетный центр Минобороны России" по вопросу установления и выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.