Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 30 апреля 2014 г. по делу N 33А-475/2014
Судебная коллегия по административным делам 3-го окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей: Пересады А.Н. и Ракова А.В., при секретаре Санфирове В.И., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ Коваленко Т.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 20 января 2014 года об удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части - Хаметова А. М. об оспаривании действий Министра обороны РФ и ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ", связанных с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Массина А.И., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Судом первой инстанции удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Хаметова А. М. об оспаривании действий Министра обороны РФ и ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ", связанных с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Суд возложил на Министра обороны обязанность внести изменения в свой приказ N 2200 от 7 декабря 2012 года (по строевой части), заменив при этом указание об установлении заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности на установление ему с 1 января 2012 года ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 40% оклада по воинской должности (20% - как проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов и 20% - как проходящему службу на должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением).
Кроме того, Министр обороны РФ был обязан внести в свой приказ от 11 февраля 2013 года N 79 (по строевой части), изменения, заменив при этом указание об установлении Хаматову ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности как наземному авиационному специалисту следующим содержанием: "Установить подполковнику Хаматову А.М. с 1 января 2013 года ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 40% по воинской должности (20% - как проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов и 20% - как проходящему службу на должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением).
ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ" суд обязал выплатить с 1 января 2012 года Хаметову ежемесячную надбавку в размере 20% оклада по воинской должности, связанной с руководством подразделением, а также возместить понесенные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Не соглашаясь с решением, представитель Министра обороны подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований Хаметова.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на различные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, указывает, что в соответствии с действующим законодательством правом на получение рассматриваемой надбавки заявитель не обладает.
Это обусловлено тем, что данная надбавка устанавливается только отдельным категориям командиров и начальников, осуществляющим непосредственное руководство подразделениями и личным составом на постоянной основе, к числу которых заявитель не относится, поскольку занимает должность начальника отдела - начальника отделения научно-исследовательского испытательного отдела 2-го управления войсковой части -.
Поскольку в настоящее время отсутствует Перечень должностей для производства данной выплаты, Министром обороны были изданы указания о выплате надбавки за руководство подразделениями от 27 декабря 2013 года N 205/2/721.
При установлении спорной надбавки, указывается в жалобе далее, следует руководствоваться штатом воинской части, возложенными на военнослужащего обязанностями и дополнительными нагрузками, а также степенью его ответственности и условиями прохождения им военной службы.
Кроме того, в соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 10 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственно власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд был не вправе оценивать целесообразность действий Министра обороны, связанных с изданием приказа о выплате заявителю оспариваемой надбавки.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 18 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Такой порядок в настоящее время установлен. Так, согласно подпункту "г" п. 3, п. п. 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 % оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Подпунктом "д" п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере 20 % оклада по воинской должности.
При этом сравнительный анализ положений п. 53 Порядка показывает, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Поскольку Министр обороны РФ приказом от 23 июля 2012 года N 2026 отменил ранее утвержденный им Перечень воинских должностей, для которых устанавливается рассматриваемая выплата и других нормативных актов по этому вопросу не издал, судебная коллегия приходит к убеждению, что его наличие, в силу подпункта "д" п. 53 вышеуказанного Порядка, не является обязательным критерием для установления заявителю спорной надбавки, как ошибочно полагает автор жалобы.
Что же касается содержащейся в апелляционной жалобе ссылки на указания Министра обороны о выплате надбавки за руководство подразделениями от 27 декабря 2013 года N 205/2/721, то они об ошибочности принятого судебного решения не свидетельствуют в т.ч. и потому, что оспариваемые правоотношения возникли до их издания.
По делу установлено и в апелляционной жалобе не оспаривается, что проходящий военную службу по контракту с Минобороны России офицер Хаметов был назначен на должность начальника отдела - начальника отделения научно-исследовательского испытательного отдела 2-го управления войсковой части - и в его подчинении находятся 9 военнослужащих и 12 лиц гражданского персонала.
Поэтому утверждение в жалобе о том, что отделение, которым руководит заявитель, по численности и уставным требованиям не соответствует понятию подразделения, является несостоятельным. При этом судебная коллегия принимает во внимание и то, что в настоящее время никаких объективных критериев по этому вопросу действующий Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих для назначения рассматриваемой выплаты не устанавливает.
К тому же, являясь непосредственным начальником группы, Хаметов в силу требований ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность за все стороны жизни и деятельности вверенного ему подразделения.
Что же касается ссылки в апелляционной жалобе на п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 10 как на основание для отмены оспариваемого решения, то она является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном понимании содержащихся в нем положений и противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 2 и 254 ГПК РФ, гарантирующими каждому судебную защиту его прав и свобод.
При таких обстоятельствах иные доводы представителя должностного лица, приведенные в апелляционной жалобе, законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 327-1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 20 января 2014 года об удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части - Хаметова А. М. об оспаривании действий Министра обороны РФ и ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ", связанных с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.