Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 21 апреля 2014 г. по делу N 33А-429/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н., Томашевича В.В., при секретаре Тарасовой И.Н., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ Коваленко Т.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Фомина Н. В. об оспаривании действий Министра обороны РФ по вопросу установления заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомин обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны РФ внести изменения в приказ от 17 сентября 2012 года N 1971, дополнив его указанием об установлении ему надбавки за особые условия военной службы в размере двадцати процентов оклада по воинской должности начальника 14 научно-исследовательского испытательного отдела, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением (далее - надбавка за руководство подразделением).
Суд первой инстанции требование заявителя удовлетворил.
Выражая несогласие с таким судебным решением, представитель Министра обороны РФ Коваленко в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование своих доводов автор жалобы, комментируя действующее законодательство, считает, что правом на получение надбавки за руководство подразделением заявитель не обладает, поскольку спорная надбавка устанавливается дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач.
В этой связи автор жалобы утверждает, что занятие Фоминым должности начальника 14 научно-исследовательского испытательного отдела научно-исследовательского испытательного центра средств ПВО межвидового назначения войсковой части -, которая по уставным критериям и численности личного состава не соответствует понятию подразделения, не дает ему права претендовать на получение спорной надбавки.
Поскольку в 2013 году отсутствовал соответствующий Перечень должностей, а в соответствии с указаниями Министра обороны от 27 декабря 2013 года - должность, которую занимает заявитель, в утвержденном перечне отсутствует, автор жалобы полагает, что оснований для выплаты спорной надбавки заявителю не имеется.
Кроме того, в жалобе обращается внимание на то, что только Министр обороны РФ наделен правом определения перечня воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделением.
В заключение автор жалобы указывает, что суд не вправе оценивать целесообразность оспариваемого бездействия должностного лица.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подпункту "г" пункта 3, пунктов 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Подпунктом "д" пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере двадцати процентов оклада по воинской должности.
Сравнительный анализ положений вышеуказанных Правил и Порядка показывает, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Как установлено по делу, Фомин, проходящий военную службу по контракту (л.д. 21), 31 января 2011 года приказом Министра обороны РФ N 1993 от 7 сентября 2012 года (по личному составу, параграф 2, пункт 292) назначен на воинскую должность начальника 14 научно-исследовательского испытательного отдела (оценки комплексных характеристик зенитных ракетных систем зенитных ракетных комплексов) научно-исследовательского испытательного центра (средств ПВО межвидового назначения) войсковой части 15644, штатная категория "подполковник", 28 тарифный разряд. В подчинении находится личный состав.
Согласно приложению N 3 к вышеуказанному Порядку 28 тарифный разряд, который установлен для воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, равен должностному окладу командира мотострелковой (танковой) бригады.
Из материалов дела видно, что командир войсковой части - установленным порядком направил Министру обороны РФ проект приказа, в который включил кандидатуру Фомина для установления и выплаты надбавки за руководство подразделением (л.д. 29-33).
Между тем, приказом Министра обороны РФ N 1971 от 17 сентября 2012 года (по строевой части, параграф 546) и N 407 от 31 мая 2013 года (по личному составу, раздел I, ВВС, пункт 61) Фомину надбавка за руководство подразделением не устанавливалась (л.д. 25).
Из этого следует, что проект приказа был рассмотрен Министром обороны РФ и по нему было принято решение.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что командиром воинской части -, который представлял Фомина к выплате надбавки за руководство подразделением, в достаточной степени были учтены сведения из штата воинской части, а также то, что исполнение им обязанностей по занимаемым должностям непосредственно связано с руководством подразделением - 14 научно-исследовательского испытательным отделом на постоянной основе.
Что же касается утверждения в жалобе о том, что 14 научно-исследовательский испытательный отдел по численности не соответствуют определению "подразделение" (взвод, рота, батальон) и не является таковым, то оно является несостоятельным, поскольку никаких объективных критериев для этого вышеназванный Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих не устанавливает.
Очевидно, что являясь непосредственным начальником, Фомин в силу требований ст. 33 Устава внутренней службы наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности вверенного воинского подразделения.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Фомина права на получение оспариваемой надбавки и необоснованности действий Министра обороны РФ по не установлению заявителю данной выплаты.
Доводы Коваленко о том, что препятствием к выплате спорной надбавки в 2013 году является отсутствие воинской должности, которую занимает заявитель, в приложении к Указаниям Министра обороны РФ от 27 декабря 2013 года -, то и они также являются несостоятельными, поскольку согласно пункту 1 этих указаний они действуют с 1 января 2014 года.
При этом судебная коллегия отмечает, что вопреки доводам автора жалобы, суд первой инстанции не подвергал оценке целесообразность действий Министра обороны РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение также не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части - - Фомина Н. В. об оспаривании действий Министра обороны РФ по вопросу установления заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министра обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.