Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Костиной Л.И.,
судей Конышевой И.Н., Лапшиной Л.Б.,
при секретаре Даниловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах М.М.А. к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционному представлению прокурора на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 29 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с иском к Правительству Астраханской области, указав, что М.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан лицом, оставшимся без попечения родителей.
Несмотря на то, что за истцом было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", это право было утрачено.
Проведенной проверкой установлено, что М.М.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, однако в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, имеющийся в министерстве социального развития и труда Астраханской области, не внесен.
Поскольку истец обладает правом на получение благоустроенного жилого помещения, однако до сих пор им не обеспечен, прокурор просил обязать Правительство Астраханской области предоставить М.М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, согласно установленным социальным нормам и отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям.
В судебном заседании прокурор Иванов А.Д. исковые требования поддержал.
Истец Мартынов М.А. в судебном заседании не участвовал.
Представитель Правительства Астраханской области Котельников А.С. иск не признал.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 29октября 2013 года в удовлетворении искового заявления прокурора Трусовского района г. Астрахани отказано.
В апелляционномпредставлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия изложенных в нем выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В суд апелляционной инстанции Мартынов М.А. не явился. Поскольку о времени и месте судебного заседания истец извещен надлежащим образом, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения прокурора Остроуховой Н.А., поддержавшей апелляционное представление, представителя Правительства Астраханской области Котельникова А.С., считавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции ввиду несоответствия изложенных в нем выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 27 сентября1994 года М.Л.В. лишена родительских прав в отношении сына - М.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
за несовершеннолетним М.М.А. закреплено право на жилую площадь по адресу: "адрес"
Распоряжением главы администрации Трусовского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N МартыновМ.А. определен в специальную коррекционную школу-интернат N для детей-сирот и оставшихся безпопечения родителей на полное государственное обеспечение, которую окончил ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ М.М.А. обучалсяв ГОУ НПО "Профессиональное училище N 28"в "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ администрация училища обратилась к руководителю отдела образования администрации муниципального образования "Енотаевский район" с просьбой отчислить из состава учащихся ПУ N М.М.А., не желающего учиться в образовательном учреждении.
Письмом от 01.04.2013 N 013-0816 министерство социального развития и труда Астраханской области сообщило истцу, что учитывая его возраст (29 лет), основания для включения его в список для обеспечения благоустроенным жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма представляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацем 4 статьи 1 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам относились дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства), по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Принимая решение об отказе в иске, суд мотивировал свои выводы тем, что на день вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Мартынов М.А. не имел права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем он утратил 2 октября 2003 года по достижению 23 лет, и в этот период с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося не обращался и на учет в качестве такового не принимался.
С данными выводами суда согласиться нельзя.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Трусовского района г. Астраханина имя начальника жилищного управления администрации г. Астрахани направлено письмо, в котором сообщалось что за несовершеннолетним М.М.А., его братьями и сестрами сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес"
Поскольку в настоящее время в данных комнатах общежития зарегистрированы и проживают две семьи, орган опеки и попечительства районпросил поставить вопрос о предоставлении детям равноценного жилого помещения после возвращения их из детских государственных учреждений.
ДД.ММ.ГГГГ директор ПУ N обратился с ходатайством на имя главы администрации Трусовского района г. Астрахани, в котором просил сообщить информацию о закреплении жилого помещения за учащимся М.М.А., ранее проживавшим по адресу: "адрес"поскольку в ДД.ММ.ГГГГ юноша завершит обучение и желает вернуться в г. Астрахань на постоянное место жительства, а вследствие того, что до завершения обучения осталось незначительное время, руководитель училища просил решить его жилищный вопрос в ближайший срок.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрация Трусовского района г. Астрахани сообщила, что до 1998 года общежитие по "адрес" находилось на балансе ОАО "Астраханбумпром", и распределение жилой площади в общежитии было в ведении предприятия.
Для предоставления жилой площади М.М.В. администрации образовательного учреждения рекомендовано предоставитьдокументы в администрацию г. Астрахани для включения учащегося в список очередности граждан из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ жилищным управлением администрации г. Астрахани на имя директора ПУ N "адрес" направлен запрос за N о предоставлении копий документов о закреплении жилой площади для рассмотрения обращения по жилищному вопросу М.М.А.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией ПУ N в адрес начальника жилищного управления администрации г. Астрахани направлены копиидокументов, подтверждающих закрепление жилищных площадей за учащимися из числа детей-сирот.
В апреле 2003 года администрация ПУ N обратилась с заявлением на имя заместителя мэра г. Астрахани К.С.П.с просьбой поставить М.М.А. на льготную жилищную очередь, в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку учащийся в июне 2003 года завершает обучение, после чего желает проживать и трудоустраиваться в г. Астрахани.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N жилищное управление администрации г. Астрахани сообщило директору училища о том, что для рассмотрения вопроса о включении М.М.А. в общегородской список очередности граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилой площади администрации образовательного учреждения необходимо предоставить копии свидетельства о рождении учащегося, документа о его переводе на государственное попечение, а также справку с места его регистрации, справку о наличии (отсутствии) в собственности жилья, справку, подтверждающую отсутствие закрепленной жилой площади.
Имеющимися в деле письменными доказательствами подтверждается, что необходимые документы администрацией училища были подготовлены.
По состоянию на ноябрь 2006 года Мартынов М.А. был внесен в общегородской список очередности граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилой площади, и числился в нем под N 327.
Решением бюро N ФКУ "ГБ МСЭ по Астраханской области" от ДД.ММ.ГГГГ М.М.А. установлена вторая группа инвалидности, он наблюдается в поликлиническом отделении ГБУЗ АО "ОКПБ" (код заболевания N N).
В соответствии с часть 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, атакже детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, натерритории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дав оценку доказательствам по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что за М.М.А.,как за ребенком, оставшимися без попечения родителей, в период его направления в детское учреждение на полное государственное обеспечение было закреплено жилое помещение, которое решением органа опеки и попечительства признано невозможным для проживания истца после окончания им образовательного учреждения.
Администрацией образовательного учреждения, в котором М.М.А. обучался, находясь на полном государственном обеспечении, органом опеки и попечительства и органом местного самоуправленияприняты меры, достаточные для того, чтобыистец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем внесения сведений о нем в списокпо г. Астрахани и присвоения порядкового номера.
Следовательно, после обращения с соответствующим заявлением М.М.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещениемпо договору найма специализированного жилого помещения, и то обстоятельство, что он по независящим от него обстоятельством, не был внесен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающийся в жилом помещении, не влияет на обязанность Правительства Астраханской области по предоставлению Мартынову М.А. жилого помещения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 328 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, но постановленное судом решение не отвечает требованиям о его законности и обоснованности, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 29 октября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым обязать Правительство Астраханской области предоставить М.М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, согласно установленным нормам предоставления и отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.