Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Обносовой М.В.,
при секретаре Ковалевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 ноября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Красуляка Ю.И. об обжаловании решения должностного лица руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
Красуляк Ю.И. обратился в суд с заявлением, указав, что он проходил военную службу в воинской части N, с 12 июля 2010 года досрочно уволен с военной службы на основании подпункта "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". На момент увольнения имеет выслугу лет в календарном исчислении 22 года 10 месяцев. В период прохождения военной службы ему и членам семьи предоставлено жилое помещение - квартира "адрес". 28 сентября 2007 года брак между супругами расторгнут. В 2009 году заявитель снялся с регистрационного учета, в жилом помещении остались проживать супруга с несовершеннолетним сыном. С разрешения собственника жилого помещения администрации ЗАТО Знаменск Астраханской области вышеуказанная квартира приватизирована супругой и сыном заявителя.
В июле 2013 года он обратился с заявлением на имя руководителя ЮРУЖО МО РФ о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства. Решением N 788 от 8 августа 2013 года ему отказано в удовлетворении заявления о постановке на учёт нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с утратой статуса военнослужащего и ухудшением жилищных условий.
Заявитель указывает, что имеет право обеспечения жилым помещением в избранном после увольнения постоянном месте жительстве и п росит признать действия руководителя ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, предоставляемом по договору социального найма, неправомерными.
В судебное заседание заявитель Красуляк Ю.И. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Смолянинова О.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание начальник ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 ноября 2013 года заявленные требования Красуляка Ю.И. удовлетворены. Решение начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 788 от 8 августа 2013 года признано незаконным. На начальника Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность признать Красуляка Ю.И. (состав семьи 1 человек) нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства и предоставить сведения о нем в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ для включения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм процессуального и материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение дела, указав, что заявитель ранее был обеспечен жилым помещением, добровольно принял решение о выезде из занимаемой квартиры на другое место жительство, тем самым совершив умышленные действия, направленные на ухудшение жилищных условий.
На заседание судебной коллегии заявитель Красуляк Ю.И., представитель Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав представителя заявителя по доверенности Смолянинову О.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно положениям части 1 статьи 254, статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 076 от 28 июня 2012 года и приказом N 148 от 12 июля 2010 года командира войсковой части N 16544 подполковник Красуляк Ю.И. уволен досрочно с военной службы в связи с осуждением Знаменским гарнизонным военным судом по части 3 статьи 33, части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 4 года 3 месяца. Выслуга лет заявителя в календарном исчислении составляет 22 лет 10 месяца.
31 июля 2013 года Красуляк Ю.И. обратился с заявлением на имя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
7 августа 2013 года решением начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации за N 788 Красуляку Ю.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном после увольнения постоянном месте жительства. Основанием для отказа в принятии на учет явились утрата статуса военнослужащего на момент подачи заявления, обеспечение Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением в 1994 году и ухудшение жилищных условий, что исключает повторное обеспечение таких граждан бесплатным жилым помещением.
Согласно материалам учетного дела, на основании ордера N 391 от 21 октября 1994 года Красуляку Ю.И. на состав семьи три человека (жена, сын) от Министерства обороны Российской Федерации предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 45,3 кв.м.
В 2007 году Красуляк Ю.И. расторг брак с Красуляк С.В., в мае 2009 года снялся с регистрационного учета по указанному адресу. Впоследствии данное жилое помещение передано в собственность бывшей супруге и сыну в порядке приватизации.
Удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что увольнение Красуляка Ю.И. произведено досрочно, при выслуге более 20 лет военной службы, заявитель не имел реальной возможности до увольнения быть признанным нуждающимся в жилом помещении, жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет, предоставил необходимые документы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении после увольнения, в связи с чем вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Поэтому особенности жилищного обеспечения военнослужащих, обусловленные их статусом, распространяются на указанное жилье. По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" правовые и социальные гарантии не могут быть отменены или снижены иначе как путем внесения изменений и дополнений именно в данный Федеральный закон (пункт 2 статьи 4) (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П).
Пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому, наряду с иными документами, прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей -граждан Российской Федерации.
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Исходя из содержания вышеуказанных норм материального права, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, заявитель обладает правом быть признанным нуждающимся в жилом помещении и обеспечиваться жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства.
Из справки Военного комиссариата Астраханской области от 26 июня 2013 года следует, что сведения о получении Красуляком Ю.И. жилищного сертификата, членстве в ЖСК, забронированной жилой площади, правах на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации, выдаче ему ссуды на покупку или на строительство жилья в личном деле отсутствуют.
Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 05 января 2001 года 11 147/3/4/26/4 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена.
В суде первой инстанции установлено, что после расторжения брака в 2007 году заявитель предпринимал меры к выделу доли в квартире для последующей сдачи причитающейся ему доли жилья, в котором он являлся нанимателем. Решением Знаменского городского суда Астраханской области от 27 января 2009 года в удовлетворении исковых требований Красуляка Ю.И. к ФИО14 об изменении договора найма жилого помещения отказано.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что членом семьи проживающих в ранее предоставленной квартире заявитель не является, поскольку в связи с созданием другой семьи совместно с ними с 2007 года не проживает, а проживает с супругой и малолетним ребенком в другом жилом помещении, собственником которого не является, иного жилого помещения на условиях социального найма не имеет.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713", сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Таким образом, после расторжения брака Красуляк Ю.И., зарегистрировав новый брак 28.12.2007 года, предпринял меры к получению причитающейся ему части жилья, согласие на приватизацию квартиры бывшей супруге и сыну не давал, от своей доли в указанной квартире не отказывался, право пользования жилым помещением не сохранил и иных действий, направленных на распоряжение полученным ранее от Министерства обороны РФ жилым помещением, не совершал. Снятие Красуляка Ю.И. с регистрационного учета по прежнему месту жительства само по себе не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий
При таких обстоятельствах, р айонный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение препятствует заявителю в осуществлении его законного права на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Доводы жалобы о том, что Красуляк Ю.И. обратился с заявлением после увольнения с военной службы, не влияют на правильность принятого решения, поскольку не соответствуют правовым и социальным гарантиям, предусмотренным Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что заявитель, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, которое возникло после здания приказа об увольнении с военной службы досрочно в связи с осуждением к лишению свободы. В указанный период времени Красуляк Ю.И уже находился в местах лишения свободы, что не позволило ему собрать все необходимые документы для постановки на жилищный учет.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.