Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего: Баранова Г.В.,
судей областного суда: Обносовой М.В., Коробченко Н.В.,
при секретаре: Выстроповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коробченко Н.В.
дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Романова П.Ф. по доверенности Передера А.А.
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 4 февраля 2014 года
по заявлению Романова П.Ф. о признании незаконным решения администрации г. Астрахани об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет по списку участников Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛА:
Романов П.Ф. обратился в суд с заявлением к администрации г. Астрахани о признании незаконным решения администрации г. Астрахани об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет по списку участников Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленных требований, Романов П.Ф. указывает, что является участником Великой Отечественной войны, проживал в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" Учитывая неудовлетворительное состояние жилого дома, он обратился в администрацию МО "Новогеоргиевский сельсовет" с заявлением о постановке на учет и 23 марта 2010 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Учетное дело было направлено в министерство строительного и дорожного хозяйства для решения вопроса о выделении ему субсидии на приобретение жилого помещения. Ввиду отсутствия акта межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания, дело было возвращено в администрацию муниципального образования. 8 июня 2010 года решением межведомственной комиссии жилой дом был признан пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта, в связи с чем он был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу преклонного возраста и ухудшения состояния здоровья, он не мог проживать в жилом доме, требующем капитального ремонта, в связи с чем в октябре 2010 года был вынужден его продать и переехать по месту жительства сына в г. Астрахань.
Поскольку в квартире сына фактически проживает три семьи, у него отсутствует собственное жилое помещение, 26 августа 2013 года обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещением.
Постановлением администрации г. Астрахани от 19 сентября 2013 года ему было отказано в постановке на учет по причине намеренного ухудшения жилищных условий.
Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку каких-либо намеренных действий по ухудшению жилищных условий он не совершал, кроме того, является престарелым человеком, инвалидом 2 группы и страдающим рядом заболеваний.
На основании изложенного, Романов П.Ф. просит суд признать незаконным постановление администрации г. Астрахани от 10 сентября 2013 года N "Об отказе Романову П.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку участников ВОВ" и обязать администрацию г. Астрахани принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку участников Великой Отечественной войны.
В судебном заседании Романов П.Ф. участие не принимал, о дате и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель заявителя Романова П.Ф. по доверенности Передера А.А. просил суд удовлетворить заявленные требования по указанным в них основаниям.
Представитель администрации г. Астрахани Ситкалиева Ф.С. просила суд оставить заявление без удовлетворения.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 4 февраля 2014 года заявление Романова П.Ф. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Романова П.Ф. по доверенности Передера А.А. ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и просит суд апелляционной инстанции принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суд не дал оценки тому обстоятельству, что ранее принадлежащее заявителю на праве собственности жилое помещение не соответствовало санитарно-эпидемиологическим требованиям, противопожарным правилам и нормативам, действий по приведению жилого помещения в пригодное для проживания состояние уполномоченные органы не совершали, продажа объекта недвижимости являлось вынужденной мерой, так как в отсутствие надлежащей помощи, заявитель, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ветеран ВОВ, инвалид 2 группы, проживающий в доме один, нести бремя содержания домовладения был не в состоянии. Вывод суда о том, что Романов П.Ф. совершил умышленные действия, которые привели к намеренному ухудшению жилищных условий, необоснованны.
Учитывая надлежащее извещение заявителя Романова П.Ф., в соответствии с требованиями статей 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя заявителя Передера А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Астрахани Ситкалиеву Ф.С., возражавшую по доводам жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает подлежащим отмене решение суда по следующим основаниям.
Статья 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает меры социальной поддержки участников Великой отечественной войны.
К мерам социальной поддержки законодатель относит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в частности, лица не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. В силу части 3 приведенной нормы права решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Романов П.Ф. является ветераном Великой Отечественной войны, 26 августа 2013 года обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Постановлением администрации г. Астрахани от 19 сентября 2013 года N в принятии на учет было отказано по основаниям подпункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела судом установлено, что Романову П.Ф. на праве собственности принадлежал жилой "адрес", расположенный по адресу "адрес", который на основании договора купли-продажи от 28 октября 2010 года был им продан.
Отказывая в удовлетворении заявления Романова П.Ф., суд первой инстанции сослался на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу, что продав дом, заявитель совершил действия, в результате которых он стал нуждающимся в улучшении жилищных условий, поэтому органом местного самоуправления ему было правомерно отказано в постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При разрешении заявленных требований суд также исходил из уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, в котором в настоящее время проживает заявитель, и указал, что его размер превышает учетную норму на каждого члена семьи.
Между тем, с данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из смысла положений вышеуказанной нормы статьи следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из материалов дела установлено, что на основании акта проверки жилищных условий от 18 марта 2010 года жилой дом, принадлежащий Романову П.Ф., был признан не соответствующим требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПина и не пригодным для дальнейшего проживания.
На основании решения администрации МО "Новогеоргиевский сельсовет" Лиманского района Астраханской области от 23 марта 2010 года Романов П.Ф. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В последующем заключением межведомственной комиссии МО "Новогеоргиевский сельсовет" от 8 июня 2010 года N жилой дом был признан пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта, в связи с чем постановлением администрации МО "Новогеоргиевский сельсовет" от 26 июня 2010 года N Романов П.Ф. был снят с учета.
Между тем, из акта обследования жилого помещения от 8 июня 2010 года судебной коллегией установлено, что дом был возведен в 1960 году, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (отсутствует санузел, канализация, ванная), техническое и противопожарное состояние дома неудовлетворительное, объект недвижимости требует реконструкции.
Согласно представленной медицинской документации Романов П.Ф. является инвалидом 2 группы, имеющиеся у него заболевания: ИБС, аритмический вариант, атеросклероз аорты сосудов головного мозга, симптоматическое артериальное давление, зрелая катаракта органов зрения, двусторонняя сенсоневральная тугоухость, требуют постоянного постороннего ухода.
Законодатель в преамбуле Федерального закона "О ветеранах" установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, которые направлены на создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Вместе с тем, перечисленные технические характеристики жилого дома, преклонный возраст и состояние здоровья Романова П.Ф., не обеспечивали ему необходимых условий для проживания, что в свою очередь обуславливало возникновение нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Судебной коллегией установлено, переезд Романова П.Ф. по месту жительства сына Романова В.П., которому на основании договора передачи принадлежит "данные изъяты" доля "адрес", расположенной по адресу "адрес", носил вынужденный характер и был вызван необходимостью постоянного ухода за ним.
Доказательств, подтверждающих наличие у Романова П.Ф. жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, либо принадлежащих на праве собственности, которые бы подлежали учету при определении уровня обеспеченности жильем, суду представлено не было.
Оснований для учета суммарной площади, в том числе приходящейся и другим собственникам долей объекта недвижимости - "адрес", при определении уровня обеспеченности Романова П.Ф. жилой площадью у суда не имелось.
Поскольку заявителем не реализовано право на предоставление жилья, как участнику Великой Отечественной войны, доказательств совершения им каких-либо действий, направленных на умышленное ухудшение своих жилищных условий администрацией г. Астрахани не представлено, оснований для отказа в постановке Романова П.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении у органа местного самоуправления не имелось.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание то, что основанием для отказа в постановке на учет Романова В.П. послужил лишь факт пятилетнего моратория, установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 4 февраля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным постановление администрации г. Астрахани от 10 сентября 2013 года N "Об отказе Романову П.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку участников ВОВ".
Обязать администрацию г. Астрахани принять Романова П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца "данные изъяты", на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку участников Великой Отечественной войны.
Председательствующий: подпись Г.В. Баранов
Судьи областного суда: подпись М.В. Обносова
подпись Н.В. Коробченко
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Астраханского
областного суда Н.В. Коробченко
Секретарь суда Д.Ю. Сминькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.