Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шустовой Т.П.,
судей областного суда Обносовой М.В., Хаировой Д.Р.,
при секретаре Кондратьеве С.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2013 года по иску Ивановой О.А. действующей за себя и ФИО11 к Управлению Судебного департамента в Астраханской области, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности,
УСТАНОВИЛА:
Иванова О.А., действующая за себя и ФИО12 обратились в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Астраханской области, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности, указав, что Указом Президента Российской Федерации от "дата" N Иванова О.А. назначена на должность судьи Кировского районного суда г.Астрахани. Решением жилищной комиссии от "дата" она включена в список федеральных судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента введения в штат Кировского районного суда г. Астрахани на должность судьи, то есть с "дата", как не имеющая жилья. На указанном учете Иванова О.А. состоит с составом семьи из трех человек: Иванова О.А., ФИО3, ФИО2 В "дата" на основании Закона "О статусе судей в Российской Федерации" из федерального бюджета выделены ассигнования на приобретения жилья для судей районных судов Астраханской области. Согласно протоколу жилищной комиссии N от "дата" Управлением Судебного департамента в Астраханской области принято решение об обеспечении жилым помещением в "дата" судьи Кировского районного суда г. Астрахани Ивановой О.А. с учетом ассигнований, выделенных из федерального бюджета на приобретение жилых помещений для судей. Управление Судебного департамента в Астраханской области "дата" на выделенные денежные средства заключило государственный контракт N о приобретении квартиры N в доме N по "адрес" который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области. Иванова О.А. "дата" обратилась в Управление судебного департамента в Астраханской области с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения. Согласно ответу N от "дата" Управлением Судебного департамента в Астраханской области в заключении договора социального найма ей отказано, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от "дата" N "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельными жилыми помещениями", из которых следует, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на улучшение жилищных условий судей, используются на приобретение жилых помещений для судей с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации, а также на указания Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. Считает, что данным отказом нарушены права истцов. Просили суд признать за Ивановой О.А., Ивановым А.Б., Ивановым А.А. право общей долевой собственности по " ... " доли за каждым на квартиру N в доме N по "адрес" общей площадью " ... " кв.м.
Иванова О.А., действующая за себя и ФИО13 в судебное заседание не явилась.
Истец Иванов А.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Управления Судебного департамента в Астраханской области в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2013 года исковые требования Ивановой О.А., действующей за себя и ФИО14 А.Б. к Управлению Судебного департамента в Астраханской области, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности удовлетворены .
За Ивановой О.А., Ивановым А.Б., Ивановым А.А. признано право общей долевой собственности по " ... " доли за каждым на квартиру N в доме N по "адрес" общей п лощадью " ... " кв.м.
В апелляционной жалобе руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, ввиду неправильного применения норм материального права. Постановление Правительства Российской Федерации от "дата" N "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельными жилыми помещениями" устанавливает, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации улучшение жилищных условий судей, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с "дата". Квартира приобретена по договору купли - продажи "дата". В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от "дата" N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Договор социального найма с истцами не заключен, оснований для приватизации квартиры не имеется. Считают, что отсутствие решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд не может препятствовать осуществлению прав собственника имущества, так как реализация этих прав не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.
В суд апелляционной инстанции не явились: Иванова О.А., Иванов А.Б., представители Управления Судебного департамента в Астраханской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в суд поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение не явившихся лиц, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что доказательств отнесения спорной квартиры к категории жилых помещений специализированного жилищного фонда и регистрации данного жилого помещения в качестве служебного не имеется, в связи с чем истцы вправе приобрести ее бесплатно в собственность.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, как основанными на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон, поскольку из анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" следует, что возможность отнесения жилья, выделяемого судьям, к специализированному жилищному фонду и заключения с ними договора найма служебного помещения, не предусмотрена.
Конституция Российской Федерации закрепляет в числе основ конституционного строя Российской Федерации осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10).
В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 9 Закона Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судьи обеспечивается предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации" судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от "дата" N "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Согласночасти 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
На основании пункта 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Указом Президента Российской Федерации от "дата" N Иванова О.А. назначена на должность судьи Кировского районного суда г.Астрахани.
Решением жилищной комиссии от "дата" Иванова О.А. включена в список федеральных судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента введения в штат Кировского районного суда г.Астрахани на должность судьи, то есть с "дата", с составом семьи из трех человек: Иванова О.А., Иванов А.Б., Иванов А.А.
"дата" на основании Закона Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации" из федерального бюджета выделены ассигнования на приобретения жилья для судей районных судов Астраханской области.
Согласно протоколу жилищной комиссии N от "дата" Управлением Судебного департамента в Астраханской области принято решение об обеспечении жилым помещением в "дата" судьи Кировского районного суда г.Астрахани Ивановой О.А. с учетом ассигнований, выделенных из федерального бюджета на приобретение жилых помещений для судей.
Управление Судебного департамента в Астраханской области "дата" на выделенные денежные средства заключило государственный контракт N о приобретении квартиры N в доме N по "адрес" который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области.
Из свидетельства о государственной регистрации права N от "дата" следует, что квартира, расположенная по "адрес" принадлежит Управлению Судебного департамента в Астраханской области на праве оперативного управления.
Реализуя правона жилье как судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, Иванова О.А. "дата" обратилась в Управление Судебного департамента в Астраханской области с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения.
Согласно ответу N от "дата" Управлением Судебного департамента в Астраханской области в заключении договора социального найма Ивановой О.А. отказано.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Доводы жалобы представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом о том, что судьям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" жилые помещения предоставляются как специализированные жилые помещения, которые не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от "дата" N по делу о соответствии Конституции Российской Федерации положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона от "дата" N "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацию" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указал, что федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые жилые помещения.
Конституционный Суд Российской Федерации указанным Постановлением признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от "дата" N в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижение уровня гарантий материального обеспечения судей; федеральный законодатель - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, содержащееся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона от "дата" N положение, в соответствии с которым судьи утратили право на получение жилья в собственность бесплатно, нарушает закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства, поскольку одни судьи могли воспользоваться правом на бесплатное получение жилья в собственность в силу прежней редакции статьи 19 Закона Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации", в то время как, другие судьи такого права лишены в виду изменившегося законодательства.
Названное положение не согласуется с законодательным закреплением единства статуса судей (статья 3 Федерального Конституционного Закона от "дата" N "О судебной системе Российской Федерации", статья 2 Закона Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации"), гарантиями которого является и материальное обеспечение судей (часть 3 статьи 11 Федерального Конституционного Закона от "дата" N "О судебной системе Российской Федерации", статьи 9, 19 Закона Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации").
В Федеральном Конституционном Законе от "дата" N "О судебной системе Российской Федерации", частью 4 статьи 5 во взаимосвязи со статьей 11, закреплено, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально - бытового обеспечения.
Положения Закона Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации", основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном Конституционном Законе от "дата" N "О судебной системе Российской Федерации", являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничений или снижения уровня установленных ими гарантий, к числу которых законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением.
По смыслу положений Федерального Конституционного Закона от "дата" N "О судебной системе Российской Федерации", его статьи 5, Федерального закона от "дата" N - ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" иЗакона Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации" в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен определять четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
Указанные вопросы не могут быть предметом делегированияПравительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. Однако в данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которогоПравительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. При отсутствии такого законодательного регулирования неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от "дата" N в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенцииПравительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса.
Судебная коллегия учитывает позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N о том, что должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Таким образом, конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции проигнорирован статус спорного жилого помещения как служебного и, как следствие, невозможность его приватизации в силу закона, судебная коллегия отвергает, как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании закона.
Судебная коллегия считает правильным вывод районного суда о том, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральным законом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силустатьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации.
До предоставления жилого помещения истцу спорная квартира не отнесена к категории служебного, как того требует часть 2статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является органом исполнительной власти и, согласно требованиям действующего законодательства, разграничивающим компетенцию государственных органов в области жилищных отношений, не вправе принимать решения о внесении дополнений и изменений в федеральные законы, а именно: относить жилые помещения, выделяемые судьям в целях обеспечения их жилыми помещениями на основании федерального закона, к специализированному жилищному фонду.
При этом судебная коллегия считает, что законодателем судьи не отнесены к тем категориям граждан, которым предоставляется исключительно специализированное жилое помещение для временного проживания, не отнесены Федеральным законом такие жилые помещения и к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствуют основания для приватизации спорной квартиры, поскольку с истцами не заключен договор социального найма, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку основания и порядок приватизации жилых помещений, содержащиеся в Законе "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от "дата" N по своей правовой природе отличны от основания и порядка передачи в собственность судьи жилого помещения, предоставленного в соответствии с Законом "О статусе судей в Российской Федерации", в связи с чем сам факт не заключения договора социального найма с истцами, не может влиять на право судьи получения жилого помещения в соответствии с Законом Российской Федерации от "дата" N "О статусе судей в Российской Федерации".
Анализируя в совокупности указанные выше нормы права с обстоятельствами настоящего гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым в решении суда с соблюдением правил статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы не являются. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.