Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Ожеговой И. Б., Обносовой М. В.
при секретаре Выстроповой И. С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 03 февраля 2014 года по делу по заявлению прокурора г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации г. Астрахани,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Астрахани проведена проверка исполнения жилищного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что заключением городской межведомственной комиссии от 30 мая 2005 года N вынесено решение о признании многоквартирного жилого "адрес" аварийным и подлежащим сносу, так как основные строительные конструкции жилого дома находятся в ограниченно работоспособном, недопустимо ветхом состоянии. Распоряжением администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N признанный аварийным многоквартирный жилой дом литер А по "адрес", находящийся в частной собственности, подлежит сносу. В настоящее время указанный дом освобожден жильцами и находится в полуразрушенном и разрушенном состоянии. Администрацией г. Астрахани с момента отселения граждан по настоящее время не принято мер по сносу (демонтажу) домов, расположенных по "адрес", а также ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся от данных полуразрушенных домов, что создает угрозу возникновения пожара и совершения террористического акта, существенно ухудшает состояние защищенности жизни и здоровья граждан, имущества, общества и государства. Прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования " Город Астрахань " по непринятию мер по сносу (демонтажу) жилых домов, расположенных по "адрес" литер А, а также ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся от данных полуразрушенных домов по вышеуказанному адресу, незаконным, обязать произвести снос (демонтаж) жилых домов, а также ликвидацию несанкционированных свалок, образовавшихся от данных полуразрушенных домов.
В судебном заседании помощник прокурора - Лаисцева М. В. заявление поддержала. Представитель Администрации г. Астрахани - Слиженкова Т. Н. просила в удовлетворении заявления отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 03 февраля 2014 года признано незаконным бездействие администрации муниципального образования " Город Астрахань " по непринятию мер по сносу (демонтажу) жилых домов, расположенных по "адрес" литер А, а также ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся от данных полуразрушенных домов по вышеуказанному адресу, суд обязал администрацию г. Астрахани произвести снос (демонтаж) жилых домов, а также ликвидацию несанкционированных свалок, образовавшихся от данных полуразрушенных домов.
В апелляционной жалобе администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, в обоснование жалобы указано, что распоряжением администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано произвести снос, а срок, указанный в данном распоряжении имеет рекомендательный характер, судом не применен закон, подлежащий применению, а именно статьи 2, 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ " Технический регламент о безопасности зданий и сооружений ", не применены Правила благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в г. Астрахани, утвержденные решением городского Совета от 01 июля 2003 года, суд обязывает произвести снос администрацию муниципального образования "Город Астрахань ", которая не входит в структуру органов местного самоуправления и не является юридическим лицом, снос помещений без соблюдения процедуры изъятия земельных участков является нарушением законодательства и нарушения прав собственников, не привлеченных к участию в деле.
Заслушав представителя администрации г. Астрахани - Слиженкову Т. Н., поддержавшую жалобу, прокурора Самодаеву К. В., возражавшую относительно жалобы, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда ввиду следующих обстоятельств.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Как следует из материалов дела, заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N вынесено решение о признании многоквартирного жилого "адрес" аварийным и подлежащим сносу, так как основные строительные конструкции жилого дома находятся в ограниченно работоспособном, недопустимо ветхом состоянии.
Распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N признанный аварийным многоквартирный жилой дом литер А по "адрес", находящийся в частной собственности, подлежит сносу. В настоящее время указанный дом освобожден жильцами и находится в полуразрушенном и разрушенном состоянии.
Согласно материалов дела, в настоящее время собственником 1/3 доли домовладения является ООО " "данные изъяты" ", а "данные изъяты" принадлежит на праве собственности ФИО6
Во исполнении распоряжения администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 836-р " О дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома литер А по "адрес" " в адрес управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ, а также копии документов собственника - ООО "данные изъяты" " для проведения процедуры изъятия жилых помещений указанного домовладения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в нарушение пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрацией г. Астрахани после истечения указанного в распоряжении администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N 836-р " О дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома литер А по "адрес" " срока, никаких мер по соблюдению процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предпринималось.
Кроме того, решением исполнительного комитета Астраханского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N признаны неудовлетворительными условия проживания в многоквартирном жилом доме литер А по "адрес", было принято решение об отселении жильцов из квартир "адрес", Кировскому райисполкому дано поручение произвести снос строений.
Установив данные обстоятельства, районный суд пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию г. Астрахани обязанности произвести снос (демонтаж) жилых домов, расположенных по "адрес" "адрес" "адрес".
Доводы жалобы о неправильном применении положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, так как решение вопроса по сносу (демонтажу) жилых домов, а также ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся от полуразрушенных домов по адресу "адрес" никаким образом не препятствует соблюдению администрацией г. Астрахани процедуры изъятия земельного участка по указанному адресу.
Представителем администрации г. Астрахани не оспаривается, что домовладение N по "адрес" разрушено, на месте строения образовались свалки, имеется свободный доступ посторонних лиц, увеличивается риск возгорания.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
На основании статьи 51 ФЗ " Об охране окружающей среды " от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона " О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения " от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Условия и способы сбора, транспортировки, захоронения должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 58 Устава муниципального образования " Город Астрахань ", принятого решением городского Совета города N от ДД.ММ.ГГГГ, в сфере экологии и охраны окружающей среды администрация г. Астрахани обеспечивает проведение на территории города Астрахани мероприятий по охране окружающей среды; осуществляет в соответствии с законодательством управление и контроль в области охраны окружающей среды.
Более того, в части 15 статьи 58 Устава указано, что в сфере благоустройства, озеленения, санитарной очистки администрация г. Астрахани обеспечивает сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории города Астрахани.
Разрешая заявление по существу, районный суд принял во внимание, что заинтересованным лицом не представлено доказательств принятия им мер по ликвидации несанкционированных свалок, и пришел к выводу, что заявленные прокурором требования о возложении на него обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд первой инстанции правомерно обязал заинтересованное лицо ликвидировать несанкционированное размещение отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что д оводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию представителя администрации г. Астрахани., выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда мотивированы надлежащим образом и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 03 февраля 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
.
Председательствующий: подпись Баранов Г. В.
Судьи областного суда: подпись Ожегова И. Б.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.