Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Ожеговой И. Б., Поляковой К. В.
при секретаре Чорной К. С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Адайбаевой ФИО10 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 04 марта 2014 года по делу по заявлению Адайбаевой ФИО11 об оспаривании распоряжения ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани ",
УСТАНОВИЛА:
Адайбаева С. Ж. обратилась в суд с заявлением, в обоснование которого указала, что в августе 2013 года она обратилась в ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " с заявлением о постановке ее на учет в Список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " от ДД.ММ.ГГГГ N N ей отказано во включении в указанный список. Адайбаева С. Ж. просит суд признать незаконным Распоряжение в ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " от 06 августа 2013 года N об отказе во включении ее в Список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " включить ее в указанный список.
В судебном заседании Адайбаева С. Ж., ее представитель - Сатаев Р. Р. заявление поддержали. Представитель ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " - Деменева М. Н. просила в удовлетворении заявления отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 04 марта 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Адайбаевой С. Ж. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, в обоснование жалобы указано, что статья 8 ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " изменена, в ней фактически установлен новый порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, этот порядок распространяется на лиц, которые до 01 января 2013 года относились к данной категории лиц и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до указанной даты независимо от из возраста, законодателем применена обратная сила закона.
Заслушав Адайбаеву С. Ж., ее представителя - Сатаева Р. Р. поддержавших жалобу, представителя ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " - Казберову О. С., возражавшую относительно жалобы, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда ввиду его законности и обоснованности.
Из дела видно, что Адайбаева С. Ж., 1975 года рождения, находилась в детском государственном учреждении, затем была удочерена, в 1986 году вновь попала в детское государственное учреждение в связи с отменой удочерения решением Приволжского районного суда Астраханской области.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ".
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу 4 статьи и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами Закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзацем 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с 01 января. 2013 года.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " (в редакции настоящего Федерального закона ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Из дела видно, что в августе 2013 года Адайбаева С. Ж. обратилась в ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " с заявлением о постановке ее на учет в Список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " от 06 августа 2013 года N 732 - Л ей отказано во включение в указанный список в связи с достижением возраста 38 лет.
Иных доказательств обращения с заявлением представлено не было.
До достижения 23 лет Адайбаева С. Ж. не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории " дети-сироты ", не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому оснований для включения ее в Список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не имеется.
Доводы апелляционной жалобы в целом аналогичны доводам, на которые ссылался заявитель и его представитель при рассмотрении дела судом первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 04 марта 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Адайбаевой ФИО12 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.