Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Лапшиной Л.Б. и Стус С.Н.
при секретаре: Даниловой О.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Сидалиева Р.А. на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 26 февраля 2014 года по иску Сидалиева Р.А. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области" об обязании произвести зачет выслуги лет на пенсию на льготных условиях,
УСТАНОВИЛА:
Сидалиев Р.А. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что проходил службу в Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области" (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области). При выходе на пенсию, в стаж выслуги лет, период срочной службы на территории республики Дагестан с 22 июня 1997 года по 24 июня 1999 года зачтен в календарном порядке. Поскольку служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации проходила в условиях чрезвычайного положения, с учетом уточненных требований просил суд обязать ответчика произвести зачет выслуги лет на пенсию на льготных условиях в спорный период из расчета один день службы за три дня.
В судебном заседании Сидалиев Р.А. исковые требования поддержал, представители ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области Бобровская Н.В. и Ерекенов Ф.Ш. иск не признали.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 26 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований Сидалиеву Р.А. отказано.
В апелляционной жалобе Сидалиев Р.А. ставит вопрос об отмене решения, указав, что суд не дал оценку представленным документам, подтверждающим его право на включение периода службы по призыву в республике Дагестан в зачет выслуги лет на льготных условиях, в числе которых военный билет, архивная справка Федерального государственного учреждения "Центральный пограничный архив" от 28 января 2011 года, удостоверения участника боевых действий от 14 мая 2011 года и ветерана от 18 ноября 2005 года.
Заслушав докладчика, объяснение Сидалиева Р.А., поддержавшего доводы жалобы, представителей ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области Бобровской Н.В. и Ерекенова Ф.Ш., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что Сидалиев Р.А. 21 июня 1997 года был призван на военную службу и зачислен в списки личного состава войсковой части ------
В период времени с 22 июня 1997 года по 24 июня 1999 года проходил службу в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Дагестан, что подтверждается записью в военном билете истца, согласно которой на основании распоряжения приказа командира войсковой части от 25 июня 1999 года истец имеет право на зачет в выслугу лет на пенсию на льготных условиях: один месяц службы за три месяца.
По сведениям архивной справки ФГУ "Центральный пограничный архив" от 28 января 2011 года N военная служба Сидалиева Р.А. по призыву подлежит включению в выслугу лет исходя из льготного порядка исчисления один месяц службы за три месяца пропорционально прослуженному периоду в части.
После увольнения в запас из Вооруженных Сил Российской Федерации Сидалиев Р.А. проходил службу в органах внутренних дел и в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, является ветераном боевых действий.
При выходе истца на пенсию служба по призыву зачтена ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области в выслугу лет в календарном исчислении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).
Частью 2 статьи 18 Закона Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона, которая не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).
Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Республики Дагестан в условиях чрезвычайного положения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории Республики Дагестан в условиях чрезвычайного положения, в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют, в связи с чем такая служба не может быть зачтена на льготных условиях в выслугу лет.
Учитывая, что Сидалиев Р.А. в период прохождения службы по призыву участие в контртеррористических операциях не принимал, что подтверждается военным билетом и архивной справкой Центрального пограничного архива, а также его объяснением на заседании судебной коллегии, оснований для льготного исчисления данного периода в выслугу лет не имеется.
Вопреки доводам жалобы наличие удостоверений участника боевых действий от 14 мая 2011 года и ветерана от 18 ноября 2005 года, не свидетельствуют о незаконности действий ответчика по исчислению выслуги лет в целях реализации пенсионного обеспечения истца, поскольку данные удостоверения предоставляют Сидалиеву Р.А. право на дополнительные меры социальной поддержки.
Кроме того, удостоверение ветерана выдано истцу Управлением внутренних дел Астраханской области по факту участия Сидалиева Р.А. в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в 2005 году в период прохождения им службы в органах внутренних дел, а удостоверения участника боевых действий выдано на основании Закона Астраханской области от 1 августа 2000 года N ЗЗ/2000-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики" по факту прохождения службы в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Дагестан.
Доводы жалобы о наличии в военном билете истца и архивной справке Центрального пограничного архива записей о праве на льготное исчисления в выслугу лет периода службы по призыву не являются основанием к отмене судебного решения, поскольку эти записи не свидетельствуют о том, что Сидалиев Р.А. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы суда об отказе истцу в иске соответствуют обстоятельствам дела, представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы жалобы истца не опровергают выводы суда, они направлены на иную оценку доказательств и основаны на неверном толковании норм права, поэтому не могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сидалиева Р.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.