Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Сухачевой Т. Ю., Стус С. Н.
при секретаре Курбановой М. Р.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе представителя Сенжаповой ФИО10 - Сатаева ФИО11 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 27 февраля 2014 года по делу по заявлению Сенжаповой ФИО12 об оспаривании распоряжения ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани ",
УСТАНОВИЛА:
Сенжапова А. А. обратилась в суд с заявлением, в обоснование которого указала, что в августе 2013 года она обратилась в ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " с заявлением о постановке ее на учет в Список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " от ДД.ММ.ГГГГ N N ей отказано во включении в указанный список. Сенжапова А. А. просит суд признать незаконным Распоряжение в ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " от 08 августа 2013 года N об отказе во включении ее в Список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " включить ее в указанный список.
В судебном заседании Сенжапова А. А., ее представитель - Сатаев Р. Р. заявление поддержали. Представитель ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " - Деменева М. Н. просила в удовлетворении заявления отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 27 февраля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сенжаповой А. А. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, в обоснование жалобы указано, что статья 8 ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " изменена, в ней фактически установлен новый порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, этот порядок распространяется на лиц, которые до 01 января 2013 года относились к данной категории лиц и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до указанной даты независимо от из возраста, законодателем применена обратная сила закона.
Заслушав Сенжапову А. А., ее представителя - Сатаева Р. Р. поддержавших жалобу, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 327. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда ввиду его законности и обоснованности.
Из дела видно, что решением Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года родители Сенжаповой (Козловой) А. А. были лишены родительских прав в отношении заявителя и ее братьев и сестер. Постановлением Администрации Ленинского района г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ Козлова А. А. определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за ней было сохранено жилое помещение по адресу "адрес", ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ".
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу 4 статьи и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами Закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзацем 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий Закон вступил в силу с 01 января. 2013 года.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " (в редакции настоящего Федерального закона ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Из дела видно, что в августе 2013 года Сенжапова А. А. обратилась в ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " с заявлением о постановке ее на учет в Список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением ГКУ Астраханской области " Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани " от ДД.ММ.ГГГГ N - Л ей отказано во включение в указанный список в связи с достижением возраста 28 лет.
Иных доказательств обращения с заявлением представлено не было.
До достижения "данные изъяты" лет Сенжапова А. А. не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории " дети-сироты ", не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому оснований для включения ее в Список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не имеется.
Доводы апелляционной жалобы в целом аналогичны доводам, на которые ссылался заявитель и его представитель при рассмотрении дела судом первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 27 февраля 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Сенжаповой ФИО13 - Сатаева ФИО14 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.