Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Доценко Е.В., Самыгиной С.Л.
при секретаре Тягнирядно Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевцовой Л.Г., действующей также в интересах несовершеннолетних А. и Т., к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности включить в список членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005,
по апелляционной жалобе администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 27.05.2013.
Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., объяснения представителя ответчика Тарасовой Ю.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш. состоял в администрации Старооскольского городского округа (далее - администрация) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13.08.1999.
Решением жилищной комиссии от 10.06.2004 он переведен в очередь первоочередников в связи с получением заболевания в период военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Ш. умер. На указанную дату он состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, составом семьи 4 человека: он, его супруга Шевцова Л.Г. (после вступления в брак в 2006г.), дети - А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Шевцова Л.Г. обратилась в администрацию с заявлением о включении ее в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, составом семьи 3 человека (в связи со смертью мужа).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по жилищным вопросам ей отказано в удовлетворении заявления ввиду возможности обеспечения жилыми помещениями членов семей умерших ветеранов только при условии их постановки на учет до 01.01.2005.
Сославшись на свое право и право несовершеннолетних детей на льготное обеспечение жилым помещением, Шевцова Л.Г. инициировала дело в суде иском о признании неправомерным отказа во включении в упомянутый список. Просила обязать администрацию включить ее семью составом 3 человека в список членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия на учет Ш. (до 01.01.2005).
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 27.05.2013 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация просила отменить судебный акт как постановленный при нарушении норм материального права. В обоснование заявленного требования представитель ответчика сослался на то, что на момент включения Ш. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, Шевцова Л.Г. не являлась членом его семьи, а потому на нее и ее детей не распространяются указанные выше льготы.
08.08.2013 при апелляционном рассмотрении дела судебное постановление отменено, и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Постановление президиума Белгородского областного суда от 27.02.2014 апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с правилами ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ш. составом семьи 4 человека состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 10.06.2004, и пришел к верному выводу, что после его смерти супруга и дети как члены семьи умершего ветерана должны быть включены в соответствующий сводный список. Время вступления Шевцовой Л.Г. в брак с ветераном боевых действий, состоявшим на жилищном учете, не отнесено судом к юридически значимым по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда.
Разрешая дело и оценивая представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК Российской Федерации в соответствии с принципами относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и их взаимной связи в совокупности, при правильном применении норм материального права и строгом соблюдении процессуального закона суд правомерно признал оспариваемый отказ комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно п.4 ч.1 ст.21 названного закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
С учетом изложенных положений правовых норм судебная коллегия признает неубедительным довод апеллирующего лица о том, что у Шевцовой Л.Г. отсутствуют основания для включения в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку статус члена семьи ветерана боевых действий заявитель приобрела после 01.01.2005.
Приведенные суждения апеллянта основаны на неверном истолковании норм материального права.
Так, законодательством не предусмотрена возможность постановки на жилищный учет членов семьи отдельно от очередника, исходя из момента возникновения семейных отношений. Включение Шевцовой Л.Г. и несовершеннолетних детей в состав семьи Ш., ставшего на учет до 01.01.2005, не привело к изменению даты постановки его семьи на жилищный учет по списку ветеранов. Решения о постановке заявителя и несовершеннолетних детей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельно от Ш. не принималось.
Исходя из п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающего возможность обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий только при условии, что они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, юридически значимым обстоятельством является именно дата постановки на соответствующий учет.
Факт постановки Ш. на жилищный учет ранее 01.01.2005 стороной ответчика не оспаривается.
При таких обстоятельствах, как верно указано в решении суда первой инстанции, Шевцова Л.Г. и несовершеннолетние дети, состоявшие на жилищном учете в составе семьи Ш., который принят на соответствующий учет до 01.01.2005, не утратили права на предоставление им меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции в полном соответствии с приведенными в решении нормами материального права пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Шевцовой Л.Г.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для его отмены в условиях апелляции по приведенным в жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права при разрешении спора не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.328, ст.329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 27.05.2013 по гражданскому делу по иску Шевцовой Л.Г., действующей также в интересах несовершеннолетних А. и Т., к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности включить в список членов семей погибших ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.