Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Скориновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. "01" апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Брянска от 19 декабря 2013 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что он является собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", данный населенный пункт отнесен к зоне отселения. Ответчик- Департамент строительства и архитектуры Брянской области отказал ему в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, ссылаясь на то, что представленный истцом отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества. Полагая, что отказ неправомерен, истец просил суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать ответчиков включить его в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 1249 000 рублей, с учетом рыночной стоимости жилого дома с надворными постройками, определенной экспертным заключением N ОЦ от 15.11.2013 года.
19 декабря 2013 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение, которым в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказано. Суд усмотрел в действиях истца злоупотребление правом с целью получения компенсационных выплат, поскольку истец, проживая в зоне отселения, в 1995 году приобрел по договору купли- продажи 1/2 долю домовладения в зоне радиоактивного загрязнения, где никогда не был зарегистрирован, впоследствии, в 2012 году, получил в дар еще часть дома, находящегося в зоне загрязнения. Суд первой инстанции посчитал, что приобретение и получение в дар недвижимого имущества было осуществлено истцом не с целью дальнейшего проживания в нем, а исключительно с целью получения государственной компенсации за утраченное имущество из средств федерального бюджета.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 19 декабря 2013 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что реализация его права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС при указанных в иске обстоятельствах не является злоупотреблением правом, поскольку все действия по реализации им своего права на получение компенсации производились до издания Закона "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В этой связи, суд необоснованно применил данный закон к возникшим правоотношениям.
Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 68,1 кв.м. по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.02.2012 года. Право собственности истца на домовладение возникло на основании договора дарения от 21.01.2012 года и договора купли- продажи от 17.01.1995 года. ФИО1 добровольно выехал из зоны отселения - г. Новозыбков, Брянской области, где проживал в период с 25.04.1986 года по 13.03.2012 года. С 14.03.2012 года ФИО1 проживает в чистой зоне. Согласно экспертному заключению по определению стоимости жилого дома с надворными постройками N ОЦ от 15.11.2013 года ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки", стоимость дома с надворными постройками составляет 1 249 000 рублей. Решением комиссии Департамента строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ФИО1 отказано в выплате компенсации за имущество, расположенное по вышеуказанному адресу, в виду завышения оценки имущества, несоответствия отчета ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, проживающие в населенных пунктах, отнесенных к зоне отселения, и принявшие решение о выезде в другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. Пунктом 6 статьи 13 указанного Закона предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
Согласно пунктов 6, 7, 9, 11 ч.1 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы; граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу ст. 22 Закона гражданам, указанным в п. 11 части 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе (п.4) компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.
Согласно абз.2 ст. 17 названного Закона граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1994 года дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Как правильно указал суд в решении, истец получил домовладение по адресу: "адрес", на основании договора дарения от 21.01.2012 г., а также договора купли- продажи от 17.01.1995 г. на территории, уже имевшей статус зоны радиоактивного загрязнения. При принятии домовладения ФИО1 было известно, что данный жилой дом находится в зоне радиоактивного загрязнения, имеющей статус зоны отселения, и в связи с радиоактивным загрязнением не может быть перевезен на новое место жительства. Таким образом, указанное домовладение для истца не является "утраченным" применительно к Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия истца по получению недвижимого имущества в зоне радиоактивного загрязнения и подача документов на получение компенсации за указанное имущество были направлены исключительно на получение из средств федерального бюджета компенсационной выплаты, предусмотренной п. 4 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", т.е. являются злоупотреблением правом, соответственно, у истца отсутствует право на получение компенсации материального ущерба в соответствии с вышеназванным Законом.
Доводы жалобы о необоснованном применении ст. 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом внесенных в нее изменений, не влияют на существо принятого решения.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска суда от 19 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. ПАРАМОНОВА
Судьи областного суда И.М. ФРОЛОВА
Е.В. СИДОРЕНКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.