Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.
судей областного суда Киселевой Е.А., Маклашова В.И.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре Цыбульской К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 апреля 2014 года по докладу судьи Мариной Ж.В. дело по апелляционной жалобе директора МБУК "Централизованная система детских библиотек г.Брянска" Костюченко Г.А. на решение Бежицкого районного суда города Брянска от 23 декабря 2013 года по делу по иску прокурора Фокинского района г.Брянска в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Централизованная система библиотек г.Брянска", Управлению культуры Брянской городской администрации, Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что прокуратурой Фокинского района г. Брянска проведена проверка детской библиотеки N5, расположенной по адресу: "адрес", и детской библиотеки N7, расположенной по адресу: "адрес", которые являются структурными подразделениями Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная система детских библиотек г.Брянска", в части обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав. На момент проверки установлено, что вход в указанные библиотеки осуществляется по ступеням, средства для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов (пандусы) к данному объекту отсутствуют. Указанные нарушения закона существенно ограничивают и нарушают права инвалидов, гарантированные статьями 6, 7, 17, 39 Конституции Российской Федерации, исходя из которых, инвалиды имеют равные права и свободы с остальными гражданами.
Учредителем МБУК "Централизованная система детских библиотек г.Брянска" (далее - Учреждение) является Брянская городская администрация. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление культуры Брянской городской администрации. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения в установленном порядке осуществляет Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Учреждение и Управление культуры Брянской городской администрации несут ответственность за неисполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов. Кроме этого, непосредственно предметом деятельности Учреждения в соответствии с п.п. 2.3.1. - 2.3.2. Устава является обеспечение реализации прав граждан на библиотечное обслуживание, установленных законодательством РФ и Брянской области: обеспечение и гарантия общедоступности фондов. Нарушая права инвалидов для беспрепятственного доступа в здание, Учреждение не в полном объеме осуществляет вышеуказанную деятельность.
С учетом уточненных исковых требований прокурор Фокинского района г. Брянска просил обязать Брянскую городскую администрацию, Управление культуры Брянской городской администрации, МБУК "Централизованная система библиотек г. Брянска" в пределах своей компетенции оборудовать вход в здание библиотек специальным оборудованием (пандусами или иными устройствами) для беспрепятственного доступа инвалидов.
Решением Бежицкого районного суда города Брянска от 23 декабря 2013 года иск прокурора Фокинского района г.Брянска удовлетворен. Суд возложил на МБУК "Централизованная система библиотек г. Брянска", Управление культуры Брянской городской администрации, Брянскую городскую администрацию обязанность в пределах их компетенции оборудовать вход в здание детской библиотеки N5, расположенной по адресу: "адрес", детской библиотеки N7, расположенной по адресу: "адрес", специальным приспособлением (пандусами или иными устройствами) для беспрепятственного доступа инвалидов.
В апелляционной жалобе директор МБУК "Централизованная система детских библиотек г.Брянска" Костюченко Г.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что необходимости в установлении пандусов в библиотеках не имеется, так как инвалиды обслуживаются работниками библиотек на дому. Кроме того, установление в библиотеках специальных приспособлений предусмотрено Областной социальной программой "Доступная среда", куда вошли и детские библиотеки города Брянска.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Фокинского района г.Брянска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители Брянской городской администрации, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад по делу судьи Мариной Ж.В., объяснения директора МБУК "Централизованная система детских библиотек г. Брянска" Костюченко Г.А., представителя Управления культуры Брянской городской администрации Охрименко О.Н., прокурора Николаевой С.Н., исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Помещение детской библиотеки N 5, расположенной по адресу: "адрес", находится в муниципальной собственности на основании постановления администрации города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N, решения Брянского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, постановления Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N. Данный объект недвижимости находится в оперативном управлении МБУК "Централизованная система детских библиотек г. Брянска".
Помещение детской библиотеки N 7, расположенной по адресу: "адрес", находится в муниципальной собственности на основании договора безвозмездного пользования N от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между МБУК "ЦСДБ г. Брянска" и Комитетом по управлению собственностью г. Брянска.
Помещение указанной библиотеки в настоящее время передано в оперативное управление МБУК "ЦСДБ г. Брянска", но госрегистрация права еще не проведена.
Учредителем муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная система детских библиотек г.Брянска" является Брянская городская администрация. Функции и полномочия Учредителя осуществляет управление культуры Брянской городской администрации. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения в установленном порядке осуществляет Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (п. 1.2 Устава).
Судом установлено, что библиотеки не оборудованы пандусами (или иными устройствами) для беспрепятственного доступа инвалидов в указанные помещения.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", пунктами 3.9, 3.13, 3 предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.
Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
Разрешая спор, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что ответчиками не созданы условия для беспрепятственного пользования инвалидов указанными библиотеками.
Довод апелляционной жалобы о том, что технически невозможно установить пандусы в библиотеках, не может быть принят во внимание в связи с тем, что ответчиками не представлено доказательств отсутствия технической возможности осуществить действия, которые возложены на них по решению суда. Кроме того, запланированное проведение указанных мероприятий в библиотеке N 5 и N 7 в рамках программы "Доступная среда", опровергает указанный довод ответчика.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что отсутствуют финансовые средства для установки специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов, не может являться основанием для отмены судебного решения, так как возложение на ответчиков указанной обязанности направлено на реализацию конституционной обязанности по обеспечению государственной поддержки инвалидов. Отсутствие финансовых средств на оборудование указанных приспособлений не имеет правового значения для разрешения заявленного спора.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Марина Ж.В.
Судьи областного суда: Киселева Е.А.
Маклашов В.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.