Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,
при секретаре Денисовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2014 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе Г.Е.С. на решение Климовского районного суда Брянской области от 16 января 2014 года по делу по заявлению Г.Е.С. о признании незаконным распоряжения Сытобудской сельской администрации Климовского района Брянской области N70-р от 15 ноября 2013 года об отказе в принятии на жилищный учет в качестве нуждающейся, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, принятие правового акта местного самоуправления о признании нуждающейся в жилых помещениях в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как относящейся к категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах",
УСТАНОВИЛА:
Г.Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что является ветераном, участником Великой Отечественной войны. Обратившись в городскую администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, получила отказ, который считает неправомерным, поскольку она не имеет собственного жилья, проживает в жилом доме по договору найма, принадлежащем на праве собственности её племяннице. Просила признать незаконным распоряжение Сытобудской сельской администрации N 70-р от 15.11.2013 года об отказе в принятии ее на жилищный учет в качестве нуждающейся; обязать Сытодубскую сельскую администрацию устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению ее прав, приняв правовой акт местного самоуправления о признании ее нуждающейся в жилых помещениях в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности и принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как относящейся к категории граждан, определенной Федеральным Законом "О Ветеранах" от 16.12.1994 г. в редакции от 25.11.2013 г.
Дело судом рассмотрено в отсутствие извещенной надлежащим образом о времени и месте слушания дела Г.Е.С., с участием её представителей Т.Т.В. и Г.А.Е., поддержавших требования истицы в полном объеме.
Представитель Сытобудской сельской администрации Б.Л.В. (глава администрации) с заявлением не согласилась и в суде пояснила, что Г.Е.С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано, так как было установлено, что заявитель намерено ухудшила свои жилищные условия, - 28 ноября 2011года подарила свой дом племяннице Т.Т.В. С момента ухудшения жилищных условий не прошло 5 лет. Зарегистрирована Г.Е.С. в их сельском поселении в этом же доме, никогда из него не выписывалась. Дом Г.Е.С. пригоден для жилья.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 16 января 2014 года в удовлетворении исковых требовании Г.Е.С. отказано.
В апелляционной жалобе Г.Е.С. просит решение суда отменить, считает его необоснованным. Указывает, что судом не дана оценка её доводам, в части того, что дом она подарила в связи с плохим состоянием здоровья, а также не учтено определение Конституционного Суда РФ N 258-О-О от 19.04.2007 года.
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав объяснения представителя Г.Е.С. по доверенности Т.Т.В., просившую отменить решение суда, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона (подп. 3 пункта 1 статьи 15).
Таким образом, в установленном законодательством порядке за счет средств федерального бюджета производится обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом законодатель не ставит обеспечение жилым помещением ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны в зависимость от их имущественного положения, однако не сделал в отношении них исключений из общих правил признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержащихся в жилищном законодательстве.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ).
Согласно статье 53 ЖК Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Сытобудской сельской администрации от 30.05.2011 года N 2-110, учетная норма на территории муниципального образования Сытобудское сельское поселение установлена в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена.
Распоряжением Сытобудской сельской администрации от 15.11.2013 года N 70 - р Г.Е.С. отказано в принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку намеренно произведены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий. Комиссией установлено, что Г.Е.С. принадлежали до 28.10.2011 г. объекты недвижимого имущества: земельный участок площадью 3903 кв.м. и жилой дом общей площадью 40,8 кв.м. по адресу "адрес". Данное имущество она подарила (договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ года) племяннице Т.Т.В.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Г.Е.С. является ветераном, участником Великой Отечественной войны. Собственником объектов недвижимого имущества не является. Зарегистрирована вместе со своей родной сестрой Р.Т.С. и проживает одна по месту регистрации в принадлежащем на праве собственности ее племяннице Т.Т.В. жилом доме, общей площадью 40,8 кв.м., по адресу "адрес". Данное имущество Г.Е.С. подарила племяннице ДД.ММ.ГГГГ года. Указанное домовладение является пригодным для проживания.
Отказывая в удовлетворении иска Г.Е.С., суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными положениями законодательства и исходил из того, что Г.Е.С. намеренно совершила действия, подарив своё жилье, в результате которых она не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях. С момента ухудшения жилищных условий самим заявителем не прошло более 5 лет. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает в спорном доме, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека, установленной в муниципальном образовании Сытобудское сельское поселение, следовательно, не попадает под категорию ветеранов, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищный условий.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконным постановления органа местного самоуправления об отказе в постановке Г.Е.С. на очередь на получение жилья.
При разрешении заявленных требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не содержат правовых оснований, опровергающих выводы суда первой инстанции, и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Климовского районного суда Брянской области от 16 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г.Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Петракова
судьи областного суда О.Н.Денисюк
Е.В.Апокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.