Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 19 декабря 2013 года по иску А. к Брянской городской администрации о признании жилищного права, признании решения незаконным, восстановлении в списках нуждающихся на получение жилья,
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он проходил военную службу в вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ приказом главнокомандующего войсками противовоздушной обороны уволен с действительной военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет в вооруженных силах составила: в календарном исчислении 25 лет 1 месяц 22 дней, в льготном исчислении 25 лет 6 месяцев 15 дней.
Поскольку он является уроженцем Брянской области, им было принято решение об избрании постоянного места жительства после увольнения с военной службы в городе Брянске.
Согласно извещению N от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен в очередь на получение жилого помещения как уволенный в запас военнослужащий с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди - N. При этом истец продолжал проживать по месту прохождения службы, по адресу: "адрес", по причине отсутствия жилого помещения в г. Брянске.
Решением жилищной комиссии Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ истец снят с жилищного учета граждан, уволенных с военной службы, на основании статьи 53, пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 10, подпункта "г" пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, как обеспеченный жилой площадью.
С данным решением истец не согласен.
По изложенным в иске основаниям истец просил суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с частью 2.1 ст. 15 Ф "О статусе военнослужащих", признать недействующим протокол N заседания общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службе, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и состоящих на жилищном учете в Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, А., обязать ответчика восстановить его в списках очередности граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента постановки на учет.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 19 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований А. к Брянской городской администрации о признании жилищного права, признании решения незаконным, восстановлении в списках нуждающихся на получение жилья, отказано.
В апелляционной жалобе А. просит об отмене решения суда, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, повлекшие несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя истца по доверенности Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов учетного дела А., истец был уволен с военной службы в запас по ст. 49 ч.2 п. "а" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в вооруженных силах составила: в календарном исчислении 25 лет 1 месяц 22 дней, в льготном исчислении 25 лет 6 месяцев 15 дней.
По ходатайству Брянского областного военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ за N истец был поставлен на очередь на получение жилья, уволенных в запас военнослужащих, с ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы. нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий и состоящих на жилищном учете в Брянской городской администрации, А. был исключен из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, по ст.53, п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, п.10"а", п.26 "г" постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, как обеспеченного жилой площадью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что как на момент постановки истца на учет, так и в настоящее время, он был обеспечен жилой площадью, в связи с чем не может являться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, и решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, А. поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, статья 6 Вводного закона не допускает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по основанию, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Это не было учтено судом первой инстанции, который согласился с решением общественной комиссии по жилищным вопросам военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий и состоящих на жилищном учете в Брянской городско администрации о снятии А. с жилищного учета по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 12).
Суд первой инстанции не учел также, что норма части 2 статьи 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
Снятие истца с учета нуждающихся в жилищных помещениях, учитывая положения статьи 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет в 1998 г.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В силу п. 3 ст. 6 и п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции ФЗ от 08.12.2010 года N 342-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации и обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства (аналогичные положения были предусмотрены ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 года N 4338-1, действовавшего на момент постановки истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения).
Избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий (подпункта "и" п. 7 Правил).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с подпунктом "г" п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Как следует из материалов дела, А. был на законных основаниях поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Поводом для принятия его на учет явилось именно избрание им после увольнения с военной службы постоянного места жительства в г. Брянске, т.е. перемена места жительства.
До 01 марта 2005 года право на получение жилья по избранному месту жительства в г. Брянске истцом не реализовано по независящим от него причинам.
При таких данных выводы суда об утрате им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, противоречат приведенным выше нормам права, подпункту 2 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и материалам дела.
Бездействие муниципальных органов, не исполнивших в период с 1998 года до настоящего времени возложенных на них федеральным и региональным законодательством обязанностей по обеспечению истца жилым помещением по избранному месту жительства, не является основанием для лишения его права на получение государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктом 3 ст. 6, пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о реализации которого им было заявлено своевременно и с соблюдением установленного порядка.
Сам по себе факт регистрации и проживания истца в муниципальной квартире и предоставленной по месту службы в другом регионе, не свидетельствует о том, что он разрешил свою жилищную проблему и утратил основания для получения жилого помещения по избранному месту жительства, так как данная квартира находилась в его пользовании и при постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.
От обязательства сдать безвозмездно занимаемое жилое помещение при предоставлении жилья по избранному месту жительства А. не отказывается и такая возможность им не утрачена, что нашло отражение в материалах дела ( л.д.46).
Допущенное судом первой инстанции нарушение норм материального права является существенным, что в силу статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены в апелляционном порядке обжалуемого решения.
Представитель, по доверенности Б. в суде апелляционной инстанции в части исковых требований о признании за А. права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета отказался.
В соответствии с ч. 1 ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.
Согласно ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно абзацу 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
В силу ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Выслушав представителя, по доверенности, Б., поддержавшего заявление об отказе от иска, судебная коллегия находит, что отказ от иска в части признания права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, в силу 326.1 ГПК РФ, производство по делу в части признания права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета подлежит прекращению.
Последствия отказа от иска представителю истца понятны и разъяснены, о чем в материалах дела имеется его заявление.
Апелляционная инстанция считает возможным принять поступивший от представителя истца по доверенности Б. отказ от иска в этой части.
Руководствуясь ст.ст.328-330, 326.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 19 декабря 2013 года отменить и вынести по делу новое решение.
Признать п.п.11 п.1 протокола N заседания общественной комиссии по жилищным по жилищным вопросам военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий и состоящих на жилищном учете в Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ недействующим в части исключения из списка очередности граждан, уволенных с военной службы, А..
Обязать Брянскую городскую администрацию восстановить А. в списке очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты первоначальной постановки его на жилищный учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Признать за А. право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ч. 2.1 статьи 15 Федерального закона РФ от 25.07.98г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции ФЗ от 02.11.2013г.).
Принять поступивший от представителя истца по доверенности Б. отказ от иска в части признания права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Производство по делу по иску А. к Брянской городской администрации в части признания права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета производством прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Председательствующий Т.И.Парамонова
Судьи облсуда Е.В.Сидоренкова
И.М.Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.