Судья Краснодарского краевого суда Зеленский Д.В., рассмотрев поступившую в краевой суд 30 апреля 2014 года кассационную жалобу представителя военного комиссариата Краснодарского края на решение Ейского городского суда от 17 декабря 2013 года, определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 13 марта 2014 года по делу по иску Омельченко С.Г. к начальнику отдела военного комиссариата Краснодарского края по г.Ейск и Ейскому району, Начальнику военного комиссариата Краснодарского края, Министерству обороны РФ о признании действий незаконными и взыскании компенсации за наем жилья,
УСТАНОВИЛ:
Омельченко С.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий начальника отдела военного комиссариата по г. Ейску и Ейскому району Краснодарского края, связанные с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения Омельченко С.Г. с 11 июля 2008 года по 17 октября 2011 года; взыскании с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Омельченко С.Г. убытки, понесенные по оплате найма жилого помещения в размере " ... " процентов за пользование чужими денежными средствами в размере " ... ". и судебных расходов по делу.
Решением Ейского городского суда от 17 декабря 2013 года иск удовлетворен.
Определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 13 марта 2014 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить определение районного суда как незаконное.
Согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из принятых по делу судебных постановлений следует, что с " ... " Омельченко С.Г. проходил военную службу по контракту, с " ... " жилищной комиссией войсковой части " ... " истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Приказом командира войсковой части " ... " Омельченко С.Г. досрочно уволен с военной службы, в связи организационно-штатными мероприятиями (п.п. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") с " ... " года исключен из списков личного состава части, всех видов довольствия и направлен на учет в отдел военного комиссариата г. Ейска; выплата денежной компенсации за наем жилого помещения не была прекращена.
Решением жилищной комиссии войсковой части " ... " распределена отдельная двухкомнатная квартира общей площадью " ... "
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1297 "О признании утратившими силу приказов Министра обороны Российской Федерации" жилищные комиссии воинских частей упразднены.
Приказом Министра обороны РФ от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны. Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" уполномоченным органом Министерства обороны РФ по обеспечению жилищного обеспечения определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации. В Южном военном округе данные функции осуществляет ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Решением ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 19 сентября 2011 года N " ... " повторно распределена отдельная двухкомнатная квартира общей площадью " ... "
" ... " ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ заключило с Омельченко С.Г. договор социального найма и по акту передало указанное жилое помещение в бессрочное владение и пользование.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Как установлено положениями ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выяснение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, вторые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 года, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Согласно п. 2 Положения, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Учитывая приведенные нормы, а так же установленный факт понесенных Омельченко С.Г. расходов за аренду жилого помещения в сумме " ... "., суд пришел к верному выводу о правомерности заявленных требований в части взыскания указанной суммы и суммы расходов на оплату услуг представителя.
Доводы жалобы заявителя о пропуске истцом срока исковой давности являлись предметом обсуждения судебных инстанций и верно признаны несостоятельными по основаниям, изложенным в судебных постановлениях.
Доводы о том, что истцу следовало встать на учет в органе местного самоуправления также несостоятельны поскольку Согласно пунктам 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями военнослужащих при увольнении с военной службы возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с органов местного самоуправления снята обязанность по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (пункт 2 статьи 15 Закона).
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями увольняемых с военной службы военнослужащих при перемене места жительства в законодательном порядке передано от органов местного самоуправления федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Следовательно, уволенный с военной службы после 1 января 2005 г. Омельченко С.Г. не мог встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления по избранному месту жительства.
Правильность выводов судебных инстанций о праве Омельченко С.Г. на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 12-П, которым абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями при том, что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства.
Судом при рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, которые в силу ст.387 ГПК РФ являются основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь ст.381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя военного комиссариата Краснодарского края на решение Ейского городского суда от 17 декабря 2013 года, определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 13 марта 2014 года по делу по иску Омельченко С.Г. к начальнику отдела военного комиссариата Краснодарского края по г.Ейск и Ейскому району, Начальнику военного комиссариата Краснодарского края, Министерству обороны РФ о признании действий незаконными и взыскании компенсации за наем жилья для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда отказать.
Судья краевого суда Д.В. Зеленский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.