Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Баимовой И.А.
судей - Сударькова Е.В., Гареевой Е.Б.
при секретаре - Васютиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударькова Е.В.,
гражданское дело по иску Степанова Ю.И. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Первомайский детский сад "Солнышко", Муниципальному казенному учреждению "Управление образования Мотыгинского района" о взыскании недоначисленной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Мотыгинского района",
на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 23 января 2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования Степанова Ю.И. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Первомайский детский сад "Солнышко" в пользу Степанова Ю.И. недоначисленную заработную плату за сентябрь, октябрь, ноябрь 2013 года в размере 9720,08 руб.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайский детский сад "Солнышко" с 01.01.2014 г. начислять и выплачивать Степанова Ю.И. заработную плату не менее одного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации с учётом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Отказать в удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному учреждению "Управление образования Мотыгинского района".
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Первомайский детский сад "Солнышко" государственную пошлину в местный бюджет в размере 600 рублей".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанова Ю.И. предъявил в суде иск к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Первомайский детский сад "Солнышко", Муниципальному казенному учреждению "Управление образования Мотыгинского района" о взыскании недоначисленной заработной платы. Свои требования мотивировал тем, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях, в период работы работодатель начислял и выплачивал заработную плату в размере, не соответствующем требованиям действующего трудового законодательства. Так, в соответствии ст.315 ТК РФ заработная плата должна быть начислена с учетом оклада и всех стимулирующих выплат, за исключением выплат компенсационного характера, после чего на этот размер, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда, подлежит начислению районный коэффициент и северная надбавка. Также просил обязать работодателя исполнять требования законодательства о труде и выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, после чего начислять компенсационные выплаты. Просит взыскать недоначисленную заработную плату за сентябрь-ноябрь 2013 г. в размере 9720,08 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Мотыгинского района" просит об отмене принятого по делу решения, при этом ссылается на то, что судом неверно применены нормы материального права, что выразилось в неправильном толковании закона и не применении закона, подлежащего применению. Работодатель является муниципальным казенным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального и федерального уровня и не вправе самостоятельно устанавливать систему оплаты труда. Кроме того, указывает, что трудовым законодательством не предусмотрен такой способ защиты трудового права как возложение обязанности на работодателя начислять заработную плату на будущее.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается исследованными по делу доказательствами, Степанова Ю.И., работает в МБДОУ Первомайский детский сад "Солнышко" сторожем.
При обращении в суд истец ссылался на то, что начисленная ему заработная плата, состоящая из должностного оклада, выплат стимулирующего характера, не должна быть менее установленного минимального размера оплаты труда, на которую должны начисляться компенсационные выплаты (районный коэффициент и процентная надбавка за проживание в неблагоприятных климатических условиях).
К такому выводу пришел и суд первой инстанции, установив, что заработная плата истца была начислена и выплачена с нарушением требований трудового законодательства. Указанный вывод суда первой инстанции является обоснованным в силу следующего.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).
Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данный вывод следует из системного толкования ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
В соответствии с Федеральным законом N 106-ФЗ от 01 июня 2011 года и Федеральным законом N 232-ФЗ от 03 декабря 2012 года "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 января 2013 года установлен в сумме 5 205 руб. в месяц.
С учетом вышеприведенных норм права, судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что расчет заработной платы истца Степанова Ю.И. - за сентябрь-ноябрь 2013 г. произведен ответчиком неверно, так как районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны быть начислены на заработную плату.
При таких обстоятельствах, суд правомерно взыскал с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Первомайский детский сад "Солнышко" в пользу Степанова Ю.И. недополученную заработную плату за сентябрь-ноябрь 2013 года в сумме 9720 рублей 08 копейки и обязал ответчика с 01.01.2014 г. начислять истцу заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентных надбавок за непрерывный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Доводы апелляционной жалобы о том, что районный коэффициент, надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных в них местностях, включаются в заработную плату, основаны на неправильном толковании положений трудового законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель как казенное учреждение обязано исполнять нормативно- правовой акт органов государственной власти субъекта РФ, который определил понятие и размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, судебная коллегия считает не состоятельными.
В соответствии с ч.1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
Согласно ч.9 ст. 5 ТК РФ законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Положения статьей 315,316,317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее МРОТа. Таким образом, нормативно - правовые акты органов власти субъекта РФ должны соответствовать нормам ТК РФ и в случае их противоречия не подлежат применению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения и принял по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 23 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Муниципального казенного учреждения "Управление образования Мотыгинского района" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.