Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Головиной Л.Н.
судей: Кучеровой С.М., Макурина В.М.
при секретаре Козиной Е.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кучеровой С.М.,
гражданское дело по иску Лузиной Т.И. к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района. Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, федеральному государственном учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании проживающей в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Махмудовой В.Н.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 13 января 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Лузиной Т.И. удовлетворить.
Признать Лузину Т.И. проживающей в жилом помещении -квартире, расположенной по "адрес", на условиях социального найма.
Признать за Лузиной Т.И. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 43,3 кв.м, в том числе жилой площадью 29,1 кв.м".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лузина Т.И. обратилась с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (ФГКУ "Сибирское ТУИО"), администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района, Агентству по управлению государственным имуществом "адрес", Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (ФГКУ "Центррегионжилье") и просила признать ее проживающей в жилом помещении - квартире, расположенной по "адрес", на условиях социального найма, а так же право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 от "дата" N истице, в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью, была предоставлена "адрес", расположенная по "адрес", в которую она вселилась вместе с членами своей семьи: дочерью Лузиной Л.В. и внуком Истигечевым Е.И. "дата" с Лузиной Т.И. был заключен договор найма служебного жилья, в который также были включены в качестве членов семьи ее дочь и внук. Истица проживает в указанном жилом помещении до настоящего времени, несет бремя его содержания, производит текущий ремонт квартиры, оплачивают коммунальные платежи, состоит на регистрационном учете. Спорная квартира ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, в 2000 году была исключена из состава данного жилищного фонда. Истица проживает в данном жилом помещении на условиях договора социального найма, иного жилья не имеют. Обращения в различные учреждения по вопросу установления собственника не дали никаких результатов, в связи с чем в настоящее время истцы лишены возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Махмудова В.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на то, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в качестве служебного на период исполнения трудовых обязанностей, поэтому по окончании трудового договора работник не имеет прав на указанное жилое помещение. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, обеспечение жильем лиц гражданского персонала, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда МО РФ. Также заявитель жалобы указывает на то, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, так как полномочиями по согласованию предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность граждан в порядке приватизации наделен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице региональных управлений, в частности ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия оснований к отмене судебного решения не усматривает.
Согласно ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
При этом в силу положений ст.ст. 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, и в указанном Перечне значился военный городок N13, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N1779-р закрытый военный городок N13, расположенный в д.Каменка Ачинского района Красноярского края, в котором расположена спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации, в том числе, жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лузина Т.И. состояла в трудовых отношениях с Войсковой частью 74008.
Решением жилищной комиссии Войсковой части 74008 на основании протокола N от "дата" Лузиной Т.И. на состав семьи из двух человек была предоставлена двухкомнатная квартира по "адрес".
Согласно выписке из домовой книги истица на регистрационном учете по адресу спорной квартиры состоит с "дата".
Лузина Т.И. постоянно проживает в вышеуказанной квартире с момента ее предоставления, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Законность вселения в спорную квартиру и факт проживания истицы в ней ответчиками не оспаривались.
"дата" между ГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть", действующим от имени Российской Федерации, и Лузиной Т.И. был заключен договор N найма служебного жилого помещения по "адрес", общей площадью 43,3 кв.м. Квартира была предоставлена на время трудовых отношений с Войсковой частью 74008.
"дата" Войсковая часть 74008 реорганизована путем переформирования в Войсковую часть 58661-49 (склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) базы (комплексного хранения ракет и артиллерийских боеприпасов).
Из информации ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю, следует, что Лузина Т.И. право на приватизацию жилого помещения не реализовала, иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, не имеет.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу "адрес" реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по "адрес" Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии пол Красноярскому краю отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорная квартира была предоставлена Лузиной Т.И. в установленном законом порядке - на основании решения жилищной комиссии войсковой части как работнику войсковой части, в нем она постоянно проживает по настоящее время, доказательств тому, что квартира имеет статус служебной ответчиками не представлено, заключенный с Лузиной Т.И. в 1999 году договор найма служебной квартиры по своей правовой природе является договором социального найма
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, так как служебный ордер истице не выдавался, решения уполномоченного органа о включении спорной квартиры в число служебных не принималось, доказательств незаконности вселения и проживания истицы в спорном жилом помещении не представлено, а потому, с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, с учетом того, что спорная квартира является объектом государственной собственности, и истица приобрела право пользования жилым помещением на условиях социального найма, желает воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовалась, доказательств тому, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации ответчиками не представлено, в настоящее время военный городок N 13, расположенный в д. "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков, суд первой инстанции, правильно применив положения Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу о признании за Лузиной Т.И. права собственности на жилое помещение, расположенное по "адрес", в порядке приватизации.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, подлежащего применению при разрешении спора, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Довод апелляционной жалобы о том, что вопросами предоставления жилья гражданам, находящимся в трудовых или служебных отношениях с Министерством обороны РФ ведает Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в лице территориальных управлений, в связи с чем, заявитель жалобы не является надлежащим ответчиком по данному делу, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции и отклоняется Судебной коллегией. Как Министерство обороны РФ, так и ФГУ "Центррегионжилье" являются соответчиками по делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истицы отсутствуют основания для признания права собственности в порядке приватизации на квартиру, принадлежащую Министерству обороны РФ, поскольку она не является военнослужащей Вооруженных Сил Российской Федерации, являются несостоятельными, так как основаны на неверном
понимании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Истица вселилась в предоставленное жилое помещение на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008, то есть на законном основании, решение жилищной комиссии не оспорено и в установленном законом порядке не признано недействительным. Учитывая, что истица проживает в спорной квартире на условиях договора социального найма, она вправе приобрести занимаемое ею жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или данных, опровергающих выводы суда, и не могут являться основанием к отмене судебного решения.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 13 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Махмудовой В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.