Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.,
судей Алексеевой Е.Д., Насиковской А.А., при секретаре Дадашевой М.З.,
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 4 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., выслушав пояснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области - Абрамовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы истицы Потаповой Г.Н. и ее представителей Калмыкова О.П. и Назарова А.И., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Потапова Г.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области о признании незаконными решений ответчика от 9 июля 2012 года и от 28 августа 2012 года об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", об обязании ответчика включить в специальный стаж спорные периоды работы и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 29 июня 2012 года.
В обоснование заявленных требований Потапова Г.Н. указала, что указанными решениями ответчика ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ по мотиву отсутствия требуемого стажа.
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы в должности руководителя кружка народных танцев в " ... " Доме пионеров и школьников с 10 мая 1980 года по 1 сентября 1991 года, в " ... " Доме творчества юных с 30 мая 1992 года по 31 августа 1992 года.
Истица считает решения ответчика незаконными, нарушающими ее право на назначение досрочной пенсии по старости.
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 4 октября 2013 года исковые требования Потаповой Г.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального права. Указывает, что принятое судом решение противоречит практике Верховного суда РФ по аналогичным делам.
Потапова Г.Н. представила возражения на апелляционную жалобу ответчика, где выражает несогласие с приведенными в жалобе доводами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что "дата" Потапова Г.Н. обратилась в УПФ РФ в Тихвинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Решением УПФ РФ в Тихвинском районе от 9 июля 2012 года N и принятым во изменение данного решения - решением от 28 августа 2012 года истице было отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального педагогического стажа 25 лет.
Согласно указанным решениям, педагогический стаж Потаповой Г.Н. на 29 июня 2012 года составляет 17 лет 6 месяцев 27 дней. В данный стаж включены периоды работы истицы в должности учителя географии в " ... " средней школе N МОУ "Средняя общеобразовательная школа N" со 2 сентября по 29 мая 1992 года, с 1 сентября 1992 года по 31 августа 1995 года, с 31 августа 1998 года по 29 июня 2012 года.
Ответчиком не включены в педагогический стаж истицы периоды ее работы в должности руководителя кружка народных танцев в " ... " Доме пионеров и школьников с 10 мая 1980 года по 1 сентября 1991 года, в " ... " Доме творчестве юных с 30 мая 1992 года по 31 августа 1992 года, то есть периоды работы, непосредственно предшествующие работе истца в должности учителя.
В качестве основания для отказа во включении спорных периодов ответчиком было указано на то, что занимаемая истцом должность в эти периоды не предусмотрена Списками 1991 года, 1999 года и 2002 года.
Материалами дела подтверждается, что Потапова Г.Н. на основании приказа от 12 мая 1980 года N 10 мая 1980 года принята на должность руководителя кружка народных танцев " ... " Дома пионеров и школьников, который на основании решения " ... " горисполкома от 15 июля 1991 года N переименован в " ... " дом творчества юных.
1 сентября 1992 года Потапова Г.Н. уволена по переводу в " ... " среднюю школу N, в которую принята на должность учителя географии.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы истицы в должности руководителя кружка в " ... " Доме пионеров и " ... " доме творчества юных.
Судебная коллегия соглашается с выводами суд первой инстанции, находит их законными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального права. Одновременно судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы УПФ РФ в Тихвинском районе Ленинградской области основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (Правила 2002 года).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П, введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" с 01.01.2002 г. нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
С учетом указанной правовой позиции при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорный период работы истицы, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Анализ такого разъяснения позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на введение с 1 января 2002 года нового правового регулирования, к периодам работы до указанной даты следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет в каждом конкретном периоде. Принцип правовой определенности, в данном случае, состоит в возможности применения к спорным правоотношениям тех нормативных актов пенсионного законодательства, которые действовали в соответствующий период трудовой деятельности.
Согласно абзацу 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В спорный период работы истицы действовал порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данный документ утратил силу на территории Российской Федерации в 1993 году в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953. Таким образом, спорные периоды работы истицы, вплоть до ее увольнения 31 августа 1992 года, имели место быть в течение действия указанного Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
По смыслу пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. в его системной взаимосвязи с пунктами 1 и 2 этого же Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа по специальности, в том числе во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.
Таким образом, ранее действовавшим законодательством была предусмотрена возможность включения в педагогический стаж не только периодов работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, то есть, не только периодов работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем, но и периодов работы, которые в силу непосредственного указания в Положении о порядке исчисления стажа, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., фактически приравнивались к педагогической деятельности при определенных условиях, связанных с наличием у лица педагогического стажа необходимой продолжительности в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем.
Правомерность такого вывода подтверждается пунктом 1.2. Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятом в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 г. N 1397, согласно которому при исчислении стажа работы по специальности различаются:
- работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет" (Перечень дан в приложении к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397);
- работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (Положение утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятом в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 г. N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
Указанное Инструктивное письмо издано в пределах компетенции Министерства на основании Положения о Министерстве социального обеспечения РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 сентября 1968 года N 654, в связи с чем правомерно было применено судом первой инстанции при разрешении спорных правоотношений.
Также следует отметить, что согласно разделу 1 Перечня учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в стаж педагогической работы работников просвещения, являющегося приложением N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников учебных заведений профессионально-технического образования, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.1976 г., в числе "наименования должностей" содержится должность "руководитель кружка", в числе "наименования учебных заведений, учреждений, организации" содержится - "внешкольные детские учреждения".
Номенклатурой внешкольных учреждений, утвержденной приказом Минпроса СССР от 14.11.1986 г. N 227, Примерным Перечнем внешкольных учреждений, утвержденным Приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 23.04.1990 г. N 280, дом пионеров относился к внешкольным учреждениям. Должность руководителя кружка (коллектива) согласно Постановлению Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам N 3 от 07.01.1977 г. "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" является педагогической.
При таком положении следует сделать вывод о том, что в рассматриваемый период работа в должности руководителя кружка в Доме пионеров подлежала зачету в специальный стаж при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.
При этом судебная коллегия отмечает, что расчет 2/3 стажа от 25 лет (16 лет 8 месяцев) должен производиться на момент назначения пенсии с учетом бесспорно включенных Пенсионным фондом в специальный стаж периодов.
Ответчиком в специальный стаж истицы включен период ее работы в должности учителя в школе продолжительностью 17 лет 6 месяцев 27 дней. Следовательно, 2/3 стажа истицы приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.
Работа истицы в должности руководителя кружка в Доме пионеров, в Доме творчества юных относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Дальнейшее изменение действующего законодательства не может ущемлять права истицы.
С учетом этого, суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и изданным в соответствии с ним Инструктивным письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", исходя их установленных юридически значимых обстоятельств, правомерно удовлетворил исковые требования истицы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании пенсионного законодательства, а потому не могут расцениваться в качестве оснований для отмены обжалуемого решения. Вопреки утверждениям ответчика о неправильном применении судом норм материального права, суд первой инстанции не допустил ошибок в применении норм права.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что обжалуемое решение не соответствует практике Верховного Суда РФ, являются несостоятельными. Приводимая в обоснование жалобы судебная практика связана с иными юридически значимыми обстоятельствами, учтенными Верховным Судом РФ при проверке правильности судебных постановлений нижестоящих инстанций, в рамках которой Верховный Суд РФ указал на недопустимость установления нижестоящими судами тождественности разных должностей, предусмотренных законодательством - "руководителя кружка" и "педагога дополнительного образования". В настоящем споре тождественность работы не устанавливалась, предметом спора являлось определение права истицы на льготную пенсию в соответствии с ранее действующим законодательством. В этой связи практика, на которую ссылается ответчик в жалобе, не может быть принята во внимание при разрешении настоящего спора.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 4 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.