Заместитель председателя Ленинградского областного суда ИваненкоЮ.Г., рассмотрев надзорную жалобу защитника Цейтлиной О.П., действующей в интересах ФИО1, на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2013года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2013 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью3 статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В целях обеспечения исполнения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации он помещен в Центр содержания иностранных граждан при ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 29 января 2013 года ходатайство защитника Цейтлиной О.П. о восстановлении процессуального срока обжалования указанного постановления оставлено без удовлетворения.
В надзорной жалобе защитник Цейтлина О.П., действующая в интересах ФИО1, просит отменить постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2013года в части помещения ФИО1 в Центр содержания иностранных граждан, с последующим его выдворением из Российской Федерации, поскольку назначенное судом наказание в виде выдворения исполнить невозможно по причине вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике, что представляет опасность для выдворяемого лица.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и жалобы свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с требованиями части 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (в ред. Федеральных законов от 09.05.2004 N37-ФЗ, от 05.11.2006 N189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 207-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь гражданином Сирийской Арабской Республики, ДД.ММ.ГГГГ находился у "адрес". ФИО1 прибыл в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ с целью туризма, на миграционный учет по месту временного пребывания не вставал. По истечению срока пребывания ДД.ММ.ГГГГ не покинул территорию Российской Федерации.
Обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21.09.2013, объяснениями ФИО1 с участием переводчика, рапортом сотрудника Службы в г. Выборг ПУ ФСБ России по Спб и ЛО от 20.09.2013, другими материалами дела, которые полно и всесторонне исследованы судьей Выборгского городского суда Ленинградской области. Доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах действия ФИО1, выразившиеся в нарушении правил миграционного учёта и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьёй 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984года лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признаётся, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года и т.д.).
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 года N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания".
В рекомендации УВКБ ООН от декабря 2012 года указано, что в связи с нестабильной ситуацией в Сирии, правительства должны принимать меры, направленные на приостановление принудительного возвращения граждан или постоянных жителей этой страны, включая тех, кому было отказано в предоставлении статуса беженца.
В судебном заседании 23.09.2013 ФИО1 ссылался на то, что вынужденно не выехал из Российской Федерации, так как в Сирии идет война, и он опасается за свою жизнь, намерен остаться в Российской Федерации в качестве беженца.
Кроме того, в материалах дела имеется свидетельство от 27 декабря 2013года о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации ФИО1.
Согласно копии письма заместителя директора ФССП России - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации от 30 августа 2013 года въезд в Сирию закрыт.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2013года делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению назначенное ФИО1 административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Ленинградского областного суда,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу защитника Цейтлиной О.П., действующей в интересах ФИО1, удовлетворить частично.
Постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2013года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить указание на назначение Кураджо Нури наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Освободить Кураджо Нури из Центра содержания иностранных граждан при ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В остальной части постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2013года оставить без изменения.
Заместительпредседателя Ю.Г.Иваненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.