Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре Дадашевой М.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Яцук Л.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 января 2014 года, которым ей было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании права на получение пенсии по выслуге лет, взыскании убытков, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Яцук Л.В. обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что отработала 17 лет 2 месяца 24 дня в администрации ЗАТО г. Александровск Мурманской области и получала пенсию за выслугу лет как муниципальный служащий. На основании заключенного 12.03.2010 с администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области контракта в период с 16.03.2010 по 31.10.2012 истец замещала должность начальника отдела по работе с территориальными секторами Управления ЗАГС. В связи с трудоустройством на муниципальную должность распоряжением главы администрации ЗАТО г. Александровск Мурманской области от 30.03.2010 выплата ей пенсии за выслугу лет с 16.03.2010 была приостановлена; распоряжением от 24.09.2012 на основании личного заявления истца выплата пенсии за выслугу лет была прекращена. 01.11.2012 Яцук Л.В. было подано заявление на имя главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о назначении ей пенсии за выслугу лет, по результатам рассмотрения которого в назначении указанной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием основания увольнения, предусмотренного Положением "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" (утв. решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" ЛО от 02.02.2012), а также отсутствием стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области не менее 5 лет. С решением ответчика об отказе в назначении пенсии за выслугу лет истец не согласна, поскольку была уволена с должности муниципального служащего в связи с истечением срока контракта, и на момент увольнения ее стаж муниципальной службы составлял 19 лет 10 месяцев 22 дня. По мнению истца, установленные Положением нормы в виде отработки стажа в конкретном муниципальном образовании ухудшают ее право на получение пенсии за выслугу лет и противоречат положениям ФЗ "О муниципальной службе в РФ". С учетом изложенных обстоятельств Яцук Л.В. просила признать за ней в судебном порядке право на получение пенсии за выслугу лет с 01.11.2012, взыскать с ответчика причиненные принятием незаконного решения убытки в виде неполученной пенсии за период с 01.11.2012 по 01.10.2013 в сумме 195176,99 руб., а также компенсацию морального вреда в сумме 150000 руб.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 января 2014 года Яцук Л.В. в удовлетворении заявленного иска было отказано (л.д. 105-114).
В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом при его принятии норм материального права. В частности, истец указывает на то, что разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями областного закона Ленинградской области от 05.07.2010 N34-оз "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области", однако не учел, что в силу Указа Президента РФ от 16.08.1995 N854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" и ФЗ от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" субъект РФ должен осуществлять регулирование пенсионного обеспечения с соблюдением Конституции РФ и с учетом положений федерального законодательства, закрепляющих в том числе равенство прав на пенсионное обеспечение, принадлежащих как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов РФ, а также муниципальным служащим. Таким образом, при принятии решения о назначении пенсии за выслугу лет в первую очередь необходимо руководствоваться нормами федерального законодательства, которые в рассматриваемом случае не устанавливают ограничений относительно времени пребывания в муниципальной должности той или иной местности.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но неявившихся лиц, участвующих в деле, включая подателя апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что в соответствии с установленным ответчиком порядком предоставления дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", основания для назначения Яцук Л.В. пенсии за выслугу лет отсутствуют, в то же время сам порядок предоставления дополнительного пенсионного обеспечения, установленный ответчиком, действующему законодательству не противоречит.
Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
В силу ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.
Введенный в действие с 01.01.2002 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан РФ, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Реализуя данное полномочие, совет депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 02.02.2012 принял решение N08 об утверждении Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области", определяющие порядок и условия предоставления дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет.
В соответствии с данным Положением, к условиям для приобретения права на назначение пенсии за выслугу лет, в т.ч., относится наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления на территории Всеволожского района Ленинградской области не менее 5 лет.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 30.12.2009 Яцук Л.В. была уволена из администрации МО ЗАТО г. Александровск Мурманской области по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию по старости; имея стаж муниципальной службы 17 лет 2 месяца и 24 дня, истец получала пенсию за выслугу лет. 12.03.2010 администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и Яцук Л.В. был заключен контракт, на основании которого последняя с 16.03.2010 по 31.10.2012 замещала должность начальника отдела по работе с территориальными секторами Управления ЗАГС на период отсутствия основного работника. В связи с трудоустройством на муниципальную должность выплата ей пенсии за выслугу лет с 16.03.2010 была приостановлена, а с 18.09.2012 на основании личного заявления - прекращена. 31.10.2012 Яцук Л.Б. была уволена из администрации МО "Всеволожский муниципальный район" в связи с окончанием срока трудового контракта.
Таким образом, установив, что стаж муниципальной службы Яцук Л.В. в органах местного самоуправления на территории Всеволожского муниципального района составляет менее 5 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет у нее отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суду при разрешении вопроса о наличии либо отсутствии права на назначение и выплату пенсии за выслугу лет необходимо было руководствоваться нормами федерального законодательства, закрепляющими равенство прав на пенсионное обеспечение, принадлежащих как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, и не предусматривающими ограничений относительно времени пребывания в муниципальной должности той или иной местности, судебная коллегия находит необоснованными. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих, а условия предоставления права на пенсию государственных служащим субъектов РФ и муниципальным служащим в силу п. 4 ст. 7 данного закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. При этом, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный суд РФ, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
При изложенных обстоятельствах, решение городского суда является законным и обоснованным, поводов для его пересмотра по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Яцук Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.