Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Григорьевой Н.М. и Пучковой Л.В.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре Дадашевой М.З.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года, которым удовлетворены в исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на земельном участке, находящемся в пользовании ООО "РОСТ" на праве аренды, путем вывоза твердых бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов. В обоснование своих требований истец указал, что в ходе проверки, проведенной совместно с представителями Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", установлено, что на территории квартала N " ... " выдела N " ... " Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", на земельном участке лесного фонда вдоль лесной дороги по направлению к линии электропередач, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов на площади 60 кв.м. Указанный лесной участок находится в пользовании на праве аренды у ООО "РОСТ" по договору аренды лесного участка с целью заготовки древесины от 10.11.2008 года N 2-2008-11-12-3, заключенному между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО "РОСТ". Ответчик нарушил подпункты "з", "о", "т" пункта 15 указанного договора аренды, ненадлежащим образом исполняет возложенные на него по договору и по закону обязанности, что приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории земель лесного фонда, негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу загрязнения почвы и подземных грунтовых вод, в связи с чем истец, ссылаясь на ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 14 Областного закона "Об обращении с отходами в Ленинградской области" обратился в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика поддержал письменные возражения на иск, в которых ответчик полагал, что под захламленностью лесов понимается древесина, потерявшая деловые качества и арендатор обязан очищать лесные насаждения от захламленности в пределах разрабатываемого участка, а не от бытовых отходов, размещенных на участке неизвестными лицами. По мнению ответчика, сбор и вывоз бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления (л.д. 69-74).
10 февраля 2014 года Выборгским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым исковые требования Выборгского городского прокурора удовлетворены в полном объеме, суд обязал ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с твердыми бытовыми отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов (л.д. 149-153).
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, ответчик ООО "РОСТ" подал апелляционную жалобу, подписанную представителем ФИО, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены постановленного решения, представитель ответчика сослался на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела.
Так, представитель ответчика в апелляционной жалобе указал, что суд первой инстанции не учел, что бытовые отходы были брошены в лесу неустановленными лицами (гражданами), осуществляющими пользование лесами, а не ООО "РОСТ", виновность которого в совершении нарушения не установлена. Кроме того, договором аренды не предусмотрена обязанность арендатора ООО "РОСТ" собирать и вывозить бытовые отходы и мусор с арендуемой территории. Арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на территории в пределах разрабатываемого участка, на основании проекта освоения лесов, очищать леса от захламления, под которым понимается древесина, потерявшая деловые качества. Обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на всей территории муниципального образования, лежит на органах местного самоуправления, для чего органам местного самоуправления выделяются денежные средства. Передача лесного участка в аренду для использования лесов не означает, что на этой территории перестают действовать полномочия органов местного самоуправления (л.д. 157-165).
На рассмотрение апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не явились представители ответчика и третьих лиц - Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы (л.д. 180 - 183).
С учетом имеющихся в материалах дела сведений об извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Явившийся в заседание суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Ленинградской области полагал решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда признает необходимым решение суда изменить в части удовлетворения требований об обязании вывоза ТБО специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, а также дополнить в части взыскания с ответчика судебных расходов, установить в соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), подпункта "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Согласно положениям п. 28 указанных Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Также, согласно п. 8, 9 ст. 14 Областного закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами. В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 ноября 2008 года между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО "РОСТ" был заключен договор аренды N 2-2008-11-12-3 лесного участка с целью заготовки древесины, площадью 24750 га, расположенного в Ленинградской области, Выборгском районе, Северо-Западном лесничестве, Выборгском участковом лесничестве в границах кварталов NN 1-175, Вещевском участковом лесничестве в границах кварталов NN 1-7, 13, 14, 19-22, 26-33, 39-47, 52-58, 67-72, 79-83, 89-91.
17 июня 2013 года Северо-Западным лесничеством - филиалом ЛОГКУ "Ленобллес" проведено обследование территории земельного участка квартала N " ... " выдела N " ... " Выборгского участкового лесничества. В ходе проверки выявлено, что на указанной территории, вдоль лесной дороги по направлению к линии электропередач, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов на площади 60 кв.м. Морфологический состав отходов: строительные отходы, стеклянная тара от напитков и продуктов питания, полиэтиленовые пакеты, бутылки, стройматериалы. Наличие отходов зафиксировано в Акте от 17 июня 2013 года (л.д. 9).
Согласно подпунктам "з" и "и" пункта 15 договора аренды лесного участка от 10 ноября 2008 года N 2-2008-11-12-3, арендатор ООО "РОСТ" обязан в соответствии со ст. 13 ЗК РФ проводить мероприятия по защите лесного участка от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в пределах разрабатываемого участка осуществлять работы по обеспечению пожарной и санитарной безопасности (л.д. 21).
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 ЛК РФ, п. 8, 9 статьи 14 Областного закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области"), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414), а также Приложением N 6 к договору аренды N 2-2008-11-12-3 от 10 ноября 2008 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с правомерностью вывода суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, который сделан на основе оценки представленных и собранных по делу доказательств по правилам статей 55, 56, 59, 60 и 67 ГПК РФ. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального и процессуального права.
Содержащаяся в упомянутых нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, Проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка (захламление территории) расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, а потому правильно возложил обязанность по ликвидации захламленности леса на ООО "РОСТ" путем вывоза твердых бытовых отходов на санкционированный полигон. При этом, отсутствие у ответчика финансовой возможности на проведение указанных мероприятий не может являться основанием для освобождения его от выполнения этой обязанности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно не согласился с позицией представителя ответчика о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Суд первой инстанции также обоснованно не согласился с доводом ответчика о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Однако, общие положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае не могут применяться, поскольку обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующих правоотношения по использованию лесов.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", органы местного самоуправления обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. Согласно п. 9 ст. 14 указанного Закона Ленинградской области, в случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Однако, суд первой инстанции, обязав ответчика ликвидировать свалку путем вывоза твердых бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с твердыми бытовыми отходами, не учел положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ), в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом класс опасности отходов для окружающей природной среды подтверждается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденном приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.
Согласно приведенным нормам, деятельность по сбору и вывозу отходов V класса опасности или отходов, для которых класс опасности не установлен, лицензированию не подлежит.
Как следует из Акта N 13 от 17 июня 2013 года обнаружения места несанкционированного размещения отходов, составленного лесничим Выборгского участкового лесничества, классификация обнаруженных в квартале N " ... " выдела N " ... " Выборгского участкового лесничества отходов - "бытовые", без установления класса опасности. Отнесение отходов к I - IV классам опасности не подтверждено, что исключает возможность возложения на ООО "РОСТ" обязанности по их сбору и вывозу именно специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, что также влечет необходимость изменения решения суда в указанной части.
Кроме того, суд первой инстанции не учел положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, согласно которой при принятии судом решения об обязании ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, решение суда необходимо дополнить, определив ответчику срок проведения мероприятий по очистке лесного фонда путем вывоза твердых бытовых отходов на санкционированный полигон - тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере " ... " руб.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц, решение суда необходимо дополнить, взыскав с ответчика государственную пошлину в размере " ... " руб., руководствуясь размером государственной пошлины, установленной подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, или не подлежащего оценке имущественного характера.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора допустил нарушение норм материального и процессуального права в части определения порядка вывоза отходов, в связи с чем решение в данной части подлежит изменению, а также дополнению в части определения срока совершения определенных действий и взыскания с ответчика государственной пошлины.
Также суд апелляционной инстанции полагает, что при принятии решения судом в остальной части правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для изменения или отмены решения суда в остальной части, базируются на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки собранных по делу доказательств. Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, ч. 2 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года изменить в части, сформулировав резолютивную часть решения следующим образом.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N " ... " выдела N " ... " Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области", на земельном участке лесного фонда вдоль лесной дороги по направлению к линии электропередач, находящемся в границах территории Выборгского района Ленинградской области, на площади 60 кв.м., на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в срок тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области государственную пошлину в размере " ... " рублей.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.