Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Хрулевой Т.Е.
при секретаре Шацких С.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ИНРОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., объяснения представителя ООО "ИНРОСТ" - Ковалева П.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры - Рыбина С.В. и представителя ЛОГКУ "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" - Бахвалова С.А.,
УСТАНОВИЛА:
13 января 2014 года Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд с иском к ООО "Инрост" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории лесного участка в выделе 8 квартала N115 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества- филиала ЛОГКУ "Ленобллес" (координаты: широта 60? 37.201, долгота 29? 01.893"), на лицензированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки ЛОГКУ "Леноблэкоконтроль" выявлено, что на территории лестного фонда в выделе 8 квартала N15 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества- филиала ЛОГКУ "Ленобллес" размещена несанкционированная свалка отходов потребления и производства объемом 150 куб.м. Собственник отходов не установлен. Указанный лесной участок находится в аренде у ООО "Инрост" на основании договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области. Поскольку ответчик ненадлежащим образом выполняет возложенные ст.13, ч.1 и ч.2 ст.55 ЛК РФ, ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N7-ФЗ, п.п. 4, 28 правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N414, то просил судебной защиты.
18 февраля 2014 года решением Выборгского городского суда Ленинградской области суд обязал ООО "Инрост" провести провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории лесного участка в выделе 8 квартала N115 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества- филиала ЛОГКУ "Ленобллес" (координаты: широта 60? 37.201, долгота 29? 01.893"), на лицензированный полигон твердых бытовых отходов.
Ответчик ООО "Инрост" подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указал, что общество в названном квартале производственной деятельности не ведет, его производственно-хозяйственная деятельность осуществляется строго по проекту освоения лесов. Полагает, что ни Лесной кодекс РФ, ни Правила санитарной безропотности в лесах, ни Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, ни договор аренды не содержат обязанности арендатора по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, в силу Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах исполнительные органы выявляют нарушителей и очистка от захламления производится за их счет ( ст.66, ст.67). Приказом N66 от 10.06.2008 установлена ответственность лесничих за состояние лесов, в том числе от загрязнений, засорений. Полагало, что местные органы власти устранились от исполнения возложенных на них Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ и от 24.06.1998 N 89 ФЗ обязанностей, однако, при таком положении не имеется оснований для возложения обязанности на ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что по договору аренды N, часть лесного участка Черкасовского участкового лесничества, находящегося в федеральной собственности (земли лесного фонда), включающего в себя так же квартал 115, передана во временное пользование ООО "ИНРОСТ" сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
По акту приема-передачи ООО "ИНРОСТ" приняло в аренду указанный лесной участок.
По условиям договора аренды ООО "ИНРОСТ" обязалось использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ.
Согласно акту рейдовой проверки территории, проведенной ЛОГКУ "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" от 21.10.2013, в выделе 8, квартала 115, Черкасовского участкового лесничества (координаты точки: широта 60?37.210", долгота 29?01.893") обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов объемом 150 куб. м. (собственник отходов не установлен, арендатор территории - ООО "ИНРОСТ").
Из материалов дела следует, что лесной участок не находится в границах территории какого-либо населенного пункта и не является территорией зон отдыха населения (рекреационной).
Согласно ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 и подп. "а" п. 39 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается: загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке (в том числе очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06. 2007 г. N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, и учитывая, что зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, то она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проводимых ООО "ИНРОСТ".
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное так же подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Доказательства подтверждающие, что какая-либо администрация муниципального образования наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении данного земельного участка лесного фонда, суду не представлены.
Правовые основания для освобождения ООО "ИНРОСТ" от обязанности проведения мероприятий по очистке земель лесного фонда, находящихся у общества на праве аренды, отсутствуют.
Относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих то, что несанкционированная свалка образовалась в результате сброса твердых бытовых отходов, полученных в результате деятельности администрации какого-либо муниципального образования как юридического лица, суду не представлено, как и доказательств того, что указанная несанкционированная свалка отходов образовалась в результате не надлежащего исполнения администрацией муниципального образования возложенных на нее законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд обоснованно, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, удовлетворил заявление прокурора.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом требований ст. 206 ГПК РФ судебная коллегия признает необходимым изменить решение суда первой инстанции и дополнить его указанием на обязанность ООО "ИНРОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
При этом исполнение ответчиком решения суда не предусматривает необходимость наличия у него лицензии в области обращения с отходами производства и потребления и возможно путем заключения соответствующих договоров с организациями имеющими необходимые лицензии.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года изменить.
Дополнить резолютивную часть решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года указанием на обязанность общества с ограниченной ответственностью "ИНРОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНРОСТ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Вепрова А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.