Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 февраля 2014 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего: Гогина А.В.,
судей: Позднякова С.И.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Шаломановой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 18 июля 2013 года по заявлению старшего сержанта Юрковской Нины Александровны на действия начальника ЗРУЖО, связанные с признанием нуждающейся в предоставлением жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Гогина А.В.,объяснения представителя заявительницы Черного А.Э., просившего решение оставить без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Юрковская обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ N 02-24/099 от 12 марта 2013 года о снятии её с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязать указанное должностное лицо отменить данное решение.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 18 июля 2013 года заявленные Юрковской требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что законных оснований для снятия Юрковской Н.А. с жилищного учета не имелось. Она была принята на учет нуждающихся за три года до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Проданное заявительницей в 2011 году находившееся у нее в собственности жилое помещение непригодно для проживания. Кроме того, это жилье не было получено Юрковской от государства.
В апелляционной жалобе, не соглашаясь с решением суда, представитель начальника ЗРУЖО просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению автора жалобы, Юрковская в настоящее время не имеет право на обеспечение жилым помещением по основанию, предусмотренному п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку данное право возникает у военнослужащего только при увольнении и перемене места жительства. Юрковская при принятии оспариваемого решения ЗРУЖО не являлась увольняемой с военной службы.
Автор жалобы обращает внимание на то, что на момент принятия Юрковской на жилищный учёт она имела в собственности часть жилого дома площадью 46.6 кв.м., в связи с чем, нуждающейся в получении жилья на условиях договора социального найма признана быть не могла.
В 2011 году Юрковской была совершена гражданско-правовая сделка по отчуждению принадлежавшей ей части жилого помещения, поэтому на основании приведенных фактов автор жалобы считает, что принятые уполномоченным органом решения отвечают требованиям статьи 53, пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Также автор жалобы, указывает, что судом необоснованно принято в качестве доказательства Постановление Ельниковского муниципального района р. Мордовия N 390 от 10.06.2013 г. о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, поскольку на момент принятия решения ЗРУЖО о снятии Юрковской с жилищного учёта, данное постановление не существовало.
В заключение апелляционной жалобы автор делает вывод, что признание жилого помещения непригодным для проживания не налагает на МО РФ обязанностей по обеспечению военнослужащего другим жилым помещением.
В поступивших на апелляционную жалобу возражениях, заявитель выражает несогласие с апелляционной жалобой ФГКУ "ЗРУЖО" и просит оставить обжалуемое решение суда без изменений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из материалов дела, решением начальника ФГУ ЗРУЖО МО РФ N 02-22/0200 от 1 марта 2012 г., Юрковская принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту проживания в г. Санкт-Петербурге на состав семьи три человека.
При этом заявительница скрыла тот факт, что в период с 2005 по 2011 годы она являлась собственником жилого помещения.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими копиями договора дарения, договора купли-продажи, свидетельством о государственной регистрации права собственности подтверждается.
Решением начальника ФГКУ ЗРУЖО МО РФ N 02-24/099 от 12 марта 2013 года Юрковская снята с жилищного учета в связи с представлением сведений не соответствующих действительности, а именно, заявитель не указала об отчуждении ею в 2011 году вышеуказанного жилого помещения.
Поскольку Юрковская выразила желание получить жилое помещение на основании п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", т.е. в избранном после увольнения месте жительства, на нее распространяется Постановление Правительства РФ от 6.09.98г. N 1054 "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее Правила).
Вместе с тем, следует иметь в виду, что данные Правила действуют лишь в части, не противоречащей действующему законодательствтносится в первую очередь у. виду, что данные Правила действиуют лишь в части нной службы.ы, оу. Это относится в первую очередь к ФЗ "О статусе военнослужащих" и ЖК РФ.
Согласно п. "а" ст.10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Таким образом, наличие в собственности у заявительницы жилого помещения исключало возможность получения ею жилья по избранному после увольнения месту жительства.
Не могла быть признана Юрковская, как имеющая жилье в собственности, нуждающейся в предоставлении жилого помещения в Санкт-Петербурге и на основании ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", согласно которой учетная норма предоставления жилья составляет 9 кв. м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах. При этом при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Поэтому продажу Юрковской в 2011 году находящегося у нее в собственности жилого помещения следует расценивать, как намеренные действия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом положения данной статьи не содержат исключений в отношении какого жилья (купленного, полученного от государства, в дар, по наследству и т.п.) совершены подобные действия.
Поэтому довод суда первой инстанции на то, что проданное Юрковской жилое помещение не было получено от государства, как на основание признания незаконным обжалуемого решения начальника ЗРУЖО, не может быть признан обоснованным.
Как отмечалось выше, в соответствии с пп. 2,6 ч. 1 ст. 56 того же Кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Аналогичное положение содержится в п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Таким образом, по состоянию на день принятия заявителя на жилищный учет 1 марта 2012 г., не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, по истечении которого она могла быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Является несостоятельной и ссылка в решении суда на непригодность для проживания имевшегося у Юрковской в собственности жилого помещения, поскольку постановление главы администрации муниципального района о признании непригодным для проживания жилого помещения, которым владела Юрковская, было принято лишь 2013 году, т.е. более чем через год после продажи такого жилья.
Правильным является и содержащееся в апелляционной жалобе утверждение о том, что на день признания Юрковской нуждающейся в получении жилого помещения она не являлась увольняемой с военной службы.
Между тем, согласно п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставление военнослужащим жилья по избранному ими месту жительства производится при увольнении их с военной службы.
Следовательно, должностное лицо ЗРУЖО приняло, по существу, правомерное решение о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений, а принятое в результате неправильного применения норм материального права решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Принимая во внимание, что судом второй инстанции на основании представленных доказательств установлены обстоятельства, имеющие значения по делу, окружной военный суд принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Юрковской.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 18 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению Юрковской Нины Александровны отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Юрковской Н.А. на действия начальника ЗРУЖО, связанные с признанием нуждающейся в предоставлении жилого помещения, отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.