Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 04 февраля 2014 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Объектова Е.Л.,
Пестуновича В.И.,
при секретаре Давыдове А.А.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Белозерова А.В. на решение Вологодского гарнизонного военного суда от 31 октября 2013 года по заявлению старшего мичмана Белозерова Александра Васильевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Белозеров обратился в военный суд с заявлением о признании незаконным решения начальника отдела ЗРУЖО от 14 августа 2013 года N 35-58/125 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в г. Вологде.
Основанием для принятия оспариваемого решения было указано, что Белозеров ранее был обеспечен жилым помещением от МО РФ в г. Череповце, возможность сдать которое он утратил. В связи этим, должностным лицом указано, что Белозеров утратил право на обеспечение жильем по линии МО РФ, а при принятии его на учет должностным лицом были совершены неправомерные действия.
В апелляционной жалобе Белозеров подробно приводит содержание нормативных актов, регламентирующих основания и порядок обеспечения жильем военнослужащих и указывает, что при принятии решения суд не дал должной оценки существенным для правильного разрешения дела обстоятельствам.
В частности, суд не учел, что жилое помещение в 1993 году ему было предоставлено не исполнительными органами государственной власти, не за счет средств федерального бюджета и не находящееся в государственной собственности.
Однокомнатная квартира N 60 в доме 56 по ул. Краснодонцев в гор. Череповце, жилой площадью 16,3, находящаяся в муниципальной собственности, была предоставлена ему мэрией г. Череповца.
После заключения брака в 1995 году решением жилищной комиссии ЧВИИРЭ от 03.05.1995 года, он был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Белозеров отмечает, что после расторжения в 2004 году брака, он ухудшил свои жилищные условия, выехав из занимаемого жилья.
В связи с этим, и в соответствии с разрешением Командующего войсками ЛенВО, решением жилищной комиссии комендатуры ВОСО водного участка, порта и ж.д. станции Череповец от 25 апреля 2008 года, он был вновь признан нуждающимся в получении жилья.
Белозеров считает, что он, как военнослужащий, имеющий выслугу более 20 лет, подлежащий увольнению с военной службы и в соответствующем порядке принятый жилищной комиссией на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, не мог быть исключен из списков очередников, поскольку не совершал действий, оговоренных в п. 10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении его требований.
Рассмотрев материалы дела, оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Принимая решение о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилья, руководитель ЗРУЖО сослался на то, что в августе 1993 года Белозерову на состав семьи 1 человек от МО РФ было предоставлено жилое помещение по адресу: г. Череповец, ул. Краснодонцев, д. 56, кв. 60, жилой площадью 16,3 кв.м., общей площадью 29,8 кв.м.
Так как в 2006 году указанная квартира с согласия Белозерова была приватизирована его бывшей женой и сыном, должностное лицо пришло к выводу о том, что заявитель необоснованно был принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений, так как не сможет выполнить требования п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Оценивая в порядке п.1 ст. 327 ГПК РФ обстоятельства по делу, окружной военный суд отмечает, что предметом рассматриваемого дела являлась оценка законности и обоснованности решения ЗРУЖО от 14 августа 2013 года о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений в г. Вологде.
Данное решение было принято в связи с тем, что Белозеров, состоящий с 9 февраля 2010 года на учете нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Вологда, 9 июля 2013 года обратился с ходатайством о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в г. Череповце.
Порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих регламентирован постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Вместе с тем, из содержания обжалуемого решения ЗРУЖО видно, что этим нормативным актом ЗРУЖО не руководствовалось. В нем хотя и приводятся доводы об отсутствии у заявителя права на получение жилья по избранному месту жительства, однако решения об отказе в признании заявителя нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Череповце, ЗРУЖО не принимало.
В этом решении приведен вывод лишь о необоснованности постановки Белозерова на учет нуждающихся по месту службы в г. Вологда и необходимости снятия его с этого учета, как распорядившегося ранее полученным от МО РФ жильем.
В своем заявлении в суд Белозеров также оспаривал решение ЗРУЖО только в части снятия его с учета нуждающихся по месту военной службы, то есть в г. Вологда.
В связи с этим, окружной военный суд оценивает оспариваемое решение ЗРУЖО в пределах доводов апелляционной жалобы относительно правомерности снятия заявителя с учета нуждающихся по месту службы в г. Вологда.Как установлено в судебном заседании, приказом Командующего войсками Ленинградского военного округа от 12 октября 2009 года N 99-ПМ Белозеров был переведен к новому месту военной службы в г. Вологду.
Как следует из личной карточки очередника, Белозеров признан нуждающимся в получении жилых помещений в г. Вологда 9 февраля 2010 года.
Белозеров пояснял суду, что в период прохождения службы в комендатуре ВОСО водного участка, порта и ж.д. станции Череповец, в 2008 году он обращался к заместителю Командующего войсками Ленинградского военного округа по расквартированию и обустройству войск с просьбой рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в получении жилого помещения.
Из содержания этого заявления (л.д.53-54) следует, что Белозеров указывал на то, что ранее от МО РФ был обеспечен однокомнатной квартирой, из которой после расторжения брака он выехал в 2004 году, и обращался по команде с просьбой о признании нуждающимся в получении жилья.
Ссылаясь на то, что с указанного времени ответов на свои просьбы не получил, Белозеров просил заместителя Командующего войсками Ленинградского военного округа по расквартированию и обустройству войск принять соответствующее решение.
Из пояснений заявителя следует, его просьба была удовлетворена, разрешение на повторное обеспечение жильем было получено, в связи с чем решением жилищной комиссии комендатуры ВОСО водного участка, порта и ж.д. станции Череповец от 25 апреля 2008 года, он был признан нуждающимся в получении жилья (л.д.55).
В феврале 2010 года после расформирования комендатуры военных сообщений водного участка, порта и железнодорожной станции Череповец, он прибыл к новому месту службы в г. Вологду, в войсковую часть 63362. Жилищной комиссией этой войсковой части он вновь был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жилья в Вологде не имел.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших, как Белозеров, контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
По смыслу названных правовых норм повторное обеспечение жилым помещением на тех же условиях возможно только после сдачи ранее полученного жилья. Если же военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Так, по делу установлено, что Белозеров по предыдущему месту военной службы в г. Череповце был обеспечен Министерством обороны РФ жилым помещением для постоянного проживания.
Оценивая законность оспариваемых решений, гарнизонный военный суд правильно указал, что при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту военной службы в г. Вологде, жилищная комиссия приняла решение без достаточных на то законных оснований.
Согласно п. 41 действовавшей в тот период Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года N 80, Белозеров, оставивший предоставленное жилое помещение прежней семье, при переводе к новому месту военной службы должен был обратиться к командующему округом с просьбой о предоставлении бывшим членам его семьи другого жилого помещения в г. Череповце в части, причитающейся от общей площади жилого помещения, чего им сделано не было. Несоблюдение этого порядка исключало предоставление заявителю другого жилого помещения от МО РФ.
Как пояснил суду сам Белозеров, по новому месту военной службы в войсковой части 63362 (г. Вологда), в жилищную комиссию данной войсковой части указанное разрешение Командующего войсками округа о постановке его на учет нуждающихся в жилой площади для повторного получения жилья не представлялось (л.д.64).
Такое разрешение Белозеровым ни в суд, ни ранее в отдел ЗРУЖО также представлено не было.
С учетом изложенного гарнизонный суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение начальника территориального отдела ЗРУЖО от 14 августа 2013 года является обоснованным.
Вопреки утверждению заявителя, хотя квартира в г. Череповце ему и выделялась из муниципального жилищного фонда, однако она подлежала учету как жилой фонд МО РФ, и была распределена и предоставлена Белозерову, как военнослужащему, жилищной комиссией Череповецкого военного инженерного института радиоэлектроники, в котором он в тот период проходил военную службу.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на тот факт, что он не совершал действий, оговоренных в п. 10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", является беспредметной, поскольку решение о снятии его с учета было обусловлено выводом о незаконности действий не Белозерова, а жилищной комиссии при принятии решения о постановке его на учет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Вологодского гарнизонного военного суда от 31 октября 2013 года по заявлению старшего мичмана Белозерова Александра Васильевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.