Определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 г.
(Извлечение)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Савельева И.Г.,
СУДЕЙ: Яковлева А.Г.,
Пестуновича В.И.,
при секретаре Волкове В.В.,
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе военного прокурора Западного военного округа на решение Псковского гарнизонного военного суда от 15 января 2014 года по заявлению подполковника юстиции Котова Олега Юрьевича об оспаривании приказа военного прокурора Западного военного округа об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., пояснения представителя военного прокурора Западного военного округа подполковника юстиции Бажко А.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, заявителя Котова О.Ю., возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Котов О.Ю., проходивший военную службу в должности заместителя военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона на прокурорском участке с местом дислокации в г. Пскове, обратился с заявлением в суд, в котором просил признать незаконным и отменить приказ военного прокурора Западного военного округа от 3 октября 2013 года N 17-лс в части освобождения от занимаемой должности и зачисления в распоряжение военного прокурора 301 военной прокуратуры в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение).
В обоснование своих требований Котов указал, что военный прокурор Западного военного округа не имел права зачислять его в распоряжение военного прокурора гарнизона в связи с невозможностью своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части, поскольку на момент его зачисления в распоряжение он находился в отпусках, не реализованных им в период прохождения службы, а также на стационарном и амбулаторном лечении.
Решением гарнизонного военного суда требования заявителя удовлетворены полностью.
При этом суд указал, что освобождение военнослужащего от занимаемой воинской должности ввиду невозможности его исключения из списков личного состава воинской части из-за его нахождения на лечении и в отпусках, равно, как и вследствие истечения срока контракта о прохождении военной службы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме того, суд учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях N 322-0 от 30 сентября 2004 года и N 721-0-0 от 1 ноября 2007 года, указав, что добровольное прохождение военнослужащим военной службы после истечения срока контракта само по себе не является основанием для освобождения его от занимаемой воинской должности.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней военный прокурор выражает несогласие с принятым решением и указывает, что Котов проходил военную службу в должности заместителя военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона по контракту, заключенному до 30 апреля 2013 года - достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
Поскольку приказом ФСБ России N 373-лс от 12 июля 2013 года Котов О.Ю. был уволен с военной службы, выписка из которого поступила в 301 военную прокуратуру 6 августа 2013 года, в соответствии с п. 24 ст. 34 Положения Котов должен быть исключен из списков личного состава воинской части не позднее, чем 6 сентября 2013 года.
В соответствии с п.п. "и" п. 2 ст. 13 Положения зачисление уволенного с военной службы военнослужащего в распоряжение командира (начальника) допускается при невозможности своевременного исключения из указанных списков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и этим Положением.
Такие случаи указаны в п. 16 ст. 34 Положения, в соответствии с которым военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Поскольку своевременному исключению Котова О.Ю. из списков личного состава препятствовала необходимость продления предоставленных ему отпусков (в связи с нахождением в их период на амбулаторном лечении), автор жалобы полагает, что приказ военного прокурора ЗВО N 17-лс от 03 октября 2013 года издан в строгом соответствии с требованиями п.п. "и" п. 2 ст. 13 Положения.
Выводы суда о незаконности этого приказа не мотивированы, не указано, какие именно права и свободы заявителя нарушены оспариваемым приказом.
В жалобе делается вывод о том, что возложенные на командование военной прокуратуры гарнизона и должностных лиц довольствующего органа обязанности исполнены, права и законные интересы заявителя в полном объеме соблюдены, а несвоевременное издание приказа об исключении Котова О.Ю. из списков личного состава с 14 ноября 2013 было обусловлено необходимостью реализации его прав и социальных гарантий как военнослужащего (ввиду необходимости продления предоставленных отпусков в связи с нахождением в их период на амбулаторном лечении).
Несостоятельной автор жалобы считает ссылку суда на позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что добровольное прохождение военнослужащим военной службы после истечения срока контракта само по себе не является основанием для освобождения его от занимаемой воинской должности, поскольку это разъяснение применимо к военнослужащим, не уволенным с военной службы.
В жалобе отмечается, что Котов О.Ю. в период с 18 марта до 04 октября 2013 года фактически обязанности по занимаемой воинской должности не исполнял, так как находился в отпусках, на лечении и использовал дополнительные сутки отдыха.
Однако в период отпусков Котов О.Ю. неоднократно по тем или иным причинам последовательно обращался в медицинские учреждения для амбулаторного лечения, в связи с чем освобождался от исполнения обязанностей военной службы, а предоставленные отпуска продлевались на время болезни.
Такие действия заявителя военный прокурор ЗВО расценивает как злоупотребление правом, то есть умышленное создание Котовым препятствий к исключению из списков личного состава воинской части с целью пользования социальными правами и льготами военнослужащего.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 10 ГК РФ военный прокурор считает, что у суда имеются основания для отказа Котову в защите принадлежащего ему права полностью или частично.
Кроме того, автор жалобы указывает, что военными прокурорами ЗВО и 301 военной прокуратуры гарнизона не только приняты все меры по соблюдению прав Котова О.Ю., но и предоставлены дополнительные льготы, не предусмотренные действующим законодательством.
Так, военным прокурором 301 ВПГ Котову О.Ю. с 05.07.2013 г. по 21.08.2013 г. предоставлены дополнительные сутки отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени за период с 16.01.2012 г. по 22.11.2012 г. (нахождение в командировках 72 суток), что не предусмотрено действующим законодательством, так как служебная командировка не входит в утверждённый приказом Директора ФСБ России от 26.12.2001 N 685 Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнение к ней Котов указывает, что судом принято законное и обоснованное решение, а доводы апелляционной жалобы основанием к отмене судебного постановления служить не могут.
Котов полагает, что военный прокурор Западного военного округа не имел права зачислять его в распоряжение военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона, поскольку предусмотренных законом оснований для этого не имелось.
В результате освобождения от должности было нарушено его право на прохождение военной службы в занимаемой должности вплоть до исключения из списков части.
Доводы жалобы о злоупотреблении своими правами, Котов считает необоснованными, поскольку освобождение от исполнения служебных обязанностей было произведено по объективным причинам в силу фактического заболевания и необходимости лечения, в том числе и в стационаре. Эти факты были предметом проверки военной прокуратурой Псковского гарнизона и доказательств его умышленных действий, направленных на злоупотребление правом, добыто не было.
Заявитель отмечает, что предоставленные ему отпуска в связи с нахождением на амбулаторном лечении ему прокурором 301 военной прокуратуры не продлевались, что также повлекло нарушение его прав.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, дни отдыха за периоды служебных командировок ему были предоставлены законно и обоснованно, поскольку право на эти дни отдыха возникло в тот период, когда законодательством эта льгота была предусмотрена, но по объективным причинам им не реализована.
В заключение в возражениях Котов делает вывод о том, что в нарушение ст. 249 ГПК РФ военный прокурор ЗВО не представил доказательств правомерности обжалуемых действий и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что Котов О.Ю. проходил военную службу в должности заместителя военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона на прокурорском участке с местом дислокации в г. Пскове с марта 2009 года.
Последний контракт о прохождении военной службы им заключен 6 сентября 2011 года до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, то есть до 30апреля 2013 года.
Приказом N 373-лс ФСБ России от 12 июля 2013 года " Котов был уволен с военной службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе).
Законность и обоснованность этого приказа Котовым не оспаривается.
Выписка из указанного приказа поступила в 301 военную прокуратуру 6 августа 2013 года.
Приказом военного прокурора Западного военного округа N 17-лс 3 октября 2013 года Котов был освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы.
Признавая незаконным последний приказ, гарнизонный военный суд указал, что освобождение военнослужащего от занимаемой воинской должности ввиду невозможности его исключения из списков личного состава воинской части из-за его нахождения на лечении и в отпусках, равно, как и истечения у него срока контракта о прохождении военной службы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Между тем, как обоснованно указано в апелляционной жалобе, данный вывод основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождение военнослужащих от воинских должностей осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно пункту 1 статьи 14 Положения, военнослужащий освобождается от занимаемой должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В силу прямого указания названной статьи освобождение военнослужащего от занимаемой воинской должности (должности) производится в случае его увольнения, то есть после издания приказа соответствующего командира об увольнении военнослужащего с военной службы.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 статьи 13 Положения зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, - до его исключения.
Согласно п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Положением.
Исходя из буквального толкования этой нормы применительно к рассматриваемому делу, Котов, уволенный с военной службы, подлежал исключению из списков части не позднее 6 сентября 2013 года (месячного срока со дня поступления выписки из приказа в 301 военную прокуратуру) при отсутствии препятствий, предусмотренных законодательством.
Такими препятствиями для исключения Котова из списков части в рассматриваемом деле, как указано в апелляционной жалобе и пояснено представителем должностного лица в суде, являлись необходимость реализации прав Котова на отдых и полноту обеспечения положенными видами довольствия.
Оценив указанные доводы, окружной военный суд находит их обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Запрет на исключение военнослужащего, не обеспеченного на день исключения из списков части положенными видами довольствия, прямо предусмотрен п. 16 ст. 34 Положения.
Пунктом 16 ст. 29 Положения предусмотрено, что предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
При этом указанная норма должна применяться в совокупности с правилами, установленными п. 18 этой же статьи, согласно которым военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.
По делу бесспорно установлено, что Котов в период с 5 июля по 21 августа 2013 года приказом военного прокурора 301 военной прокуратуры Котов был освобожден от исполнения обязанностей в связи с предоставлением дней отдыха за периоды служебных командировок.
Приказом военного прокурора 301 военной прокуратуры от 26 августа 2013 года N 151 Котову были последовательно предоставлены дополнительный отпуск как ветерану боевых действий в период с 22 августа по 5 сентября 2013 года и основной отпуск в период с 6 сентября по 13 октября 2013 года.
В апелляционной жалобе обоснованно указывается, что, несмотря на то, что месячный срок с момента поступления выписки из приказа об увольнении Котова с военной службы, установленный п. 24 ст. 34 Положения истек, он не мог быть исключен из списков части ввиду нахождения в основном и дополнительном отпусках.
Кроме того, в периоды с 5 сентября по 6 октября 2013 года Котов последовательно, без разрывов, соответствующими приказами военного прокурора 301 военной прокуратуры освобождался от исполнения служебных обязанностей в связи с болезнью, и указанные отпуска подлежали продлению на соответствующее количество дней болезни.
При таких обстоятельствах, вопреки мнению заявителя, по состоянию на 3 октября 2013 года у прокурора Западного военного округа имелись достаточные основания для вывода о невозможности своевременного исключения Котова из списков части, в связи с чем он вправе был освободить его от занимаемой должности и зачислить в распоряжение ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, то есть военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона.
При этом военным прокурором округа, как лицом, имеющим право назначения Котова на занимаемую им должность, полномочия превышены не были.
Кроме того, освобождение Котова от должности обуславливалось и необходимостью назначения на занимаемую им должность другого военнослужащего.
Это подтверждается содержанием приказа военного прокурора 301 военной прокуратуры гарнизона N 177 от 4 октября 2013 года о допуске к временному исполнению обязанностей заместителя военного прокурора 301 ВПГ на участке в г. Пскове майора юстиции Логинова А.С.
Поскольку освобождение Котова, уволенного с военной службы, от занимаемой должности и зачисление в распоряжение было произведено в соответствии с законодательством о порядке прохождения военной службы, права заявителя, вопреки его мнению, нарушены не были.
Приведенная судом первой инстанции ссылка на позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определениях N 322-0 от 30 сентября 2004 года и N 721-0-0 от 1 ноября 2007 года, также является беспредметной, так как она высказана в отношении категории военнослужащих, которые не давали согласие на увольнение с военной службы без обеспечения жильем. Между тем, законность увольнения Котова с военной службы им не оспаривалась.
В связи с изложенным, поскольку гарнизонным военным судом установлены все необходимые по делу обстоятельства, которым суд первой инстанции дал ненадлежащую оценку и неправильно применил нормы материального права, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требования заявителя, независимо от иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 15 января 2014 года по заявлению подполковника юстиции Котова Олега Юрьевича отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене приказа военного прокурора Западного военного округа от 3 октября 2013 года N 17-лс в части освобождения Котова О.Ю. от должности заместителя военного прокурора 301 военной прокуратуры и зачисления в распоряжение военного прокурора 301 военной прокуратуры - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.