Постановление Магаданского областного суда от 16 мая 2014 г. по делу N 4А-31/2014
Заместитель председателя Магаданского областного суда С.В. Мирошникова, рассмотрев протест заместителя прокурора Магаданской области Борисенко В.А. на определение мирового судьи судебного участка N 5 города Магадана Магаданской области от 4 апреля 2014 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении "должность" А.,
УСТАНОВИЛА:
заместителем начальника отдела ветеринарии департамента ветеринарии Магаданской области - старшим государственным ветеринарным инспектором Магаданской области 18 марта 2014 года в отношении "должность" А. составлен протокол N ... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением мирового судьи судебного участка N 5 города Магадана Магаданской области от 24 марта 2014 года протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращены должностному лицу, его составившему в связи с неполнотой представленных материалов и не обеспечением явки в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Определением мирового судьи судебного участка N 5 города Магадана Магаданской области от 4 апреля 2014 года протокол об административном правонарушении и другие материалы дела повторно возвращены должностному лицу, составившему протокол для устранения выявленных недостатков.
В протесте, принесенном в Магаданский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, заместитель прокурора Магаданской области Борисенко В.А. просит об отмене определения мирового судьи судебного участка N 5 города Магадана Магаданской области от 4 апреля 2014 года, считая его незаконным.
Указывает, что неявка в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также необеспечение его явки в суд должностным лицом, составившим протокол, частью 3 статьи 29.4 КоАП РФ в качестве основания для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела не предусмотрено.
Приводит доводы об отсутствии у должностного лица административного органа установленной законом обязанности по принятию мер для доставления или привода в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Определением заместителя председателя Магаданского областного суда от 8 мая 2014 года материалы, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении "должность" А. истребованы у мирового судьи судебного участка N 5 города Магадана, поступили в Магаданский областной суд 15 мая 2014 года.
Изучением представленных материалов, доводов протеста заместителя прокурора Магаданской области, оснований для удовлетворения названного протеста не установлено.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные указанным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания статьи 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания за неуплату административного штрафа в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
КоАП РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу части 4 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кроме того, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 23.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. N 40).
При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Доводы протеста о том, что необеспечение должностным лицом административного органа явки в суд лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законом в качестве основания для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела не предусмотрено, повлечь отмену оспариваемого определения не может, поскольку отсутствие такого лица в судебном заседании является обстоятельством, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
При изложенных обстоятельствах не согласиться с определением мирового судьи судебного участка N 5 города Магадана Магаданской области от 4 апреля 2014 года, которым на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении протокол об административном правонарушении с иными материалами дела был возвращен в департамент ветеринарии Магаданской области в связи с необеспечением явки в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем назначение административного наказания в виде административного ареста, оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
определение мирового судьи судебного участка N 5 города Магадана Магаданской области от 4 апреля 2014 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении "должность" А., оставить без изменения, протест заместителя прокурора Магаданской области Борисенко В.А. - без удовлетворения.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке надзора, вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя
Магаданского областного суда подпись
Копия верна:
Заместитель председателя
Магаданского областного суда С.В. Мирошникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.