Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы по делу N 33А-97/1897
(Извлечение)
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Коронца А.А.,
при секретаре - Морозовой Л.И., с участием заявителя и его представителя ФИО5, в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части "данные изъяты" майора запаса ФИО1 об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - ДЖО), связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, ФИО1 в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части "данные изъяты" обратился в декабре 2011 года в ДЖО с заявлением, в котором просил поставить его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением заместителя директора ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Основанием для такого отказа послужило то обстоятельство, что супруга заявителя с 2007 года имеет в собственности жилой дом, общей площадью 269,8 кв.м. в "адрес".
При этом, заявитель с 1996 года состоит в браке, а ДД.ММ.ГГГГ им был заключен брачный договор со своей супругой, в котором был определен режим раздельной собственности имущества супругов, нажитого в браке.
В октябре 2012 года заявитель был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части, а ДД.ММ.ГГГГ заявитель расторг брак.
Полагая названным решением заместителя директора ДЖО свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным названное выше решение заместителя директора ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ, обязав директора ДЖО отменить данное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее автор указывает, что суд первой инстанции в решении неправильно применил закон и не учел то обстоятельство, что общая продолжительность военной службы у заявителя составляет более 22 лет.
Ссылаясь на п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, представитель заявителя указывает, что основанием признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий является избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
В заключение жалобы ее автор утверждает, что заявитель был необоснованно уволен с военной службы без предоставления жилого помещения, что противоречит п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включая их в списки очередников на получение таковых, обеспечение жильем и снятие с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом, а также Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция).
Из содержания пунктов 1 и 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ следует, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела усматривается, что супруга заявителя с 2007 года владеет на праве собственности жилым домом, общей площадью 269,8 кв.м., расположенном по адресу: "адрес", Вялковский с/о, "адрес", ул. 8 марта, "адрес". При этом, право собственности на данное жилое помещение было ею приобретено в период брака.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ заявителем был заключен брачный договор со своей супругой, в котором был определен режим раздельной собственности имущества супругов, нажитого в браке.
Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Тем самым, до 2013 года ФИО1 являлся членом семьи собственника указанного жилого помещения, что, исходя из требований п. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, давало ему право пользования им.
Изменение же порядка пользования жилым помещением путем совершения действий и гражданско-правовых сделок, совершение которых привело к прекращению права пользования и владения жилым помещением, выразившемся в заключение брачного договора, изменившего правовой режим имущества супругов, нажитого в браке, является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий с целью получения жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку в данном случае заявитель фактически добровольно отказался от той доли жилого дома, относящегося к их с супругой совместной собственности, на которую он имел право при расторжении брака и разделе имущества супругов.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах, на основании ст.ст. 33-35 Семейного кодекса РФ и ст. 53 Жилищного кодекса РФ, заявитель совершил действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, выразившихся в изменении правового режима имущества супругов, нажитого в браке.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса пятилетний срок со дня намеренного ухудшения ими жилищных условий.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 4 Инструкции, согласно которой военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно признал законными действия должностных лиц, связанные с отказом в постановке заявителя на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, ссылка в обоснование доводов жалобы на нормы постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", которым были утверждены Правила, не распространяются на заявителя, поскольку, согласно преамбуле названного постановления и п. 1 этих Правил, они определяют порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и адресованы местным органам самоуправления для реализации военнослужащими права на получение жилого помещения в порядке п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Также вопреки мнению автора жалобы, вопрос о законности увольнения заявителя с военной службы не являлся предметом спора по данному делу, а поэтому данный довод жалобы не подлежит оценке судом апелляционной инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о другой правовой оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного военного суда А.А. Коронец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.