Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы по делу N 33А-281
(Извлечение)
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Караблина А.А.,
судей:
Зинюшина Н.Н. и Коронца А.А.,
при секретаре - Татарченко Н.М.,
с участием заявителя, его представителя ФИО5 и представителя Управления капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего 6 службы Инспекторского управления Контрольной службы ФСБ России полковника ФИО1 об оспаривании бездействия Управления капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России (далее - Управление), выразившегося в ненаправлении необходимых документов для оформления договора социального найма на распределенное ему жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя должностного лица в обоснование доводов апелляционной жалобы, заявителя и его представителя, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и решения суда, ФИО1 проходит военную службу в вышеназванной службе ФСБ России, дислоцированной в "адрес", где состоит на жилищном учете.
До 2011 года заявитель был зарегистрирован и проживал вместе с семьей из 3 человек в жилом помещении общей площадью 48,7 кв.м. в "адрес", нанимателем которого являлся. В 2010 году им был расторгнут брак, а решением Щелковского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в изменении договора социального найма указанного жилого помещения. В августе 2011 года заявитель зарегистрировался по месту жительства по адресу воинской части, снявшись с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Решением жилищной комиссии Контрольной службы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N 2) ФИО1 на состав семьи 1 человек, с учетом права заявителя на дополнительную жилую площадь, была распределена однокомнатная квартира общей площадью 41,8 кв.м., по адресу: "адрес", Коломенская набережная, "адрес". Данное решение после проведения правовой экспертизы ДПУ ФСБ России было утверждено руководителем Контрольной службы ФСБ России.
Однако, до настоящего времени Управлением не направлены необходимые документы в Департамент жилищной политики и жилищного фонда "адрес" для оформления и заключения с заявителем договора социального найма на распределенное жилое помещение, поскольку должностные лица Управления считают незаконным решение жилищной комиссии Контрольной службы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ о распределении ФИО1 названного жилого помещения.
Полагая таким бездействием свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Управление направить необходимые документы в Департамент жилищной политики и жилищного фонда "адрес" для оформления и заключения с ним договора социального найма на распределенное жилое помещение.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Управления, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель Управления, ссылаясь на приказы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N 76, указывает на то, что в органах ФСБ России по спорным и сложным жилищным вопросам дает заключение общественная рабочая группа, созданная при Центральной жилищной комиссии ФСБ России, которая на своем заседании рассмотрела заключение жилищного отдела Управления по вопросу предоставления квартиры заявителю и в целях реализации своих контрольных функций приняла решение об обращении по этому вопросу в Главную военную прокуратуру за разъяснением.
Полагает, что решение о направлении необходимых документов заявителя в Департамент жилищной политики и жилищного фонда "адрес" для оформления и заключения с ним договора социального найма на распределенное жилое помещение возможно только по результатам рассмотрения Центральной жилищной комиссией ФСБ России вопроса о законности распределения ФИО1 жилого помещения жилищной комиссией Контрольной службы ФСБ России.
Отмечает, что у ФИО1 отсутствовали основания для признания его нуждающимся в жилом помещении и им не были представлены необходимые документы в подтверждение оснований для признания его таковым.
Обращает внимание, что бывшая супруга заявителя является военнослужащей пограничных войск ФСБ России и проходит военную службу с 1998 года, однако занимаемое ею жилое помещение, которое ей оставил заявитель, превышает норму предоставления ей с сыном жилого помещения.
Ссылается на то, что сын заявителя ранее уже реализовал свое право на получение жилого помещения, как военнослужащий, путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
В заключение жалобы ее автор указывает, что заявитель ранее был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, не сдал его и претендует на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета повторно.
Рассмотрев материалы дела и проверив в соответствии с ч. 1 ст. 3271 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, сославшись на п.п. 1 и 5 ст. 15, ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 1 ст. 51, ст. 53, ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, приказы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N 590, пришел к правильному выводу об обоснованности требований ФИО1.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 в 1998 году в установленном порядке был признан нуждающимся в жилом помещении и состоял на жилищном учете по месту службы. Решением жилищной комиссии Контрольной службы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N 2) ФИО1 на состав семьи 1 человек, с учетом его права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", была распределена двухкомнатная квартира общей площадью 48,7 кв.м., по адресу: "адрес", Коломенская набережная, "адрес", документы на оформление которой в течение длительного времени должностными лицами Управления в Департамент жилищной политики и жилищного фонда "адрес" для решения вопроса о заключении договора социального найма, не направляются.
Данное бездействие должностных лиц Управления основывается на том, что ими подвергается сомнению законность распределения ФИО1 жилого помещения жилищной комиссией Контрольной службы ФСБ России, в связи с чем они полагают, что данный вопрос подлежит рассмотрению на заседании Центральной жилищной комиссией ФСБ России.
В соответствии с п. 14 Положения о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Положение), решение жилищной комиссии подразделений ФСБ России вступает в силу с момента утверждения протокола заседания жилищной комиссии.
Согласно п. 37 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила) предоставление жилых помещений по договорам социального найма (далее - жилые помещения) производится жилищной комиссией после оформления на них права собственности Российской Федерации и права оперативного управления балансодержателя.
Таким образом, вопреки мнению автора жалобы, решение жилищной комиссии Контрольной службы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N 2) о распределении заявителю жилого помещения вступило в законную силу после утверждения протокола ее заседания руководителем Контрольной службы ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, нормативные правовые акты ФСБ России не предусматривают возможности дополнительного согласования или утверждения решения жилищной комиссии подразделения ФСБ России какими-либо другими органами ведомства.
Центральная жилищная комиссия ФСБ России, исходя из подп. "а" п. 5 Положения, обладает контрольными функциями по надзору за решениями нижестоящих жилищных комиссий и принятию решений по устранению допущенных ими нарушений жилищного законодательства. Из чего следует, что у данной жилищной комиссии не имеется полномочий по отмене принятых решений жилищных комиссий подразделений ФСБ России, а поэтому ее решения в отношении нижестоящих жилищных комиссий имеют рекомендательный характер. Такой же рекомендательный характер носят и решения общественной рабочей группы при Центральной жилищной комиссии ФСБ России.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителю, как нуждающемуся в жилом помещении, в установленном порядке решением жилищной комиссии подразделения ФСБ России, утвержденным соответствующим руководителем, было распределено жилое помещение, то должностными лицами Управления подлежат направлению документы заявителя в полномочный орган для принятия решения о предоставлении заявителю распределенного жилого помещения и заключении на него договора социального найма.
С учетом того обстоятельства, что распределенное заявителю жилое помещение не находится в собственности или оперативном управлении ФСБ России, то принятие решения о предоставлении заявителю распределенного жилого помещения и заключении на него договора социального найма, исходя из материалов дела, возложено на Департамент жилищной политики и жилищного фонда "адрес", куда и должны были быть направлены жилищные документы должностными лицами Управления для принятия соответствующего решения.
Вопреки мнению автора жалобы, вопрос о правомерности признания заявителя нуждающимся в жилом помещении не подлежит оценке судом апелляционной инстанции, поскольку данный вопрос не являлся предметом спора по данному делу.
Доводы жалобы относительно обеспеченности жилыми помещениями бывшей супруги заявителя и его сына не имеют отношения к предмету рассматриваемого предмета спора по делу, которым является бездействие должностных лиц по ненаправлению документов в полномочный орган для принятия решения о предоставлении заявителю распределенного жилого помещения и заключении на него договора социального найма.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 3271, 328 п. 1, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Копия верна:
Судья Московского окружного военного суда Коронец А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.