Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы по делу N 33А-499
(Извлечение)
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО8
судей:
ФИО7
при секретаре ФИО4, с участием представителя заявителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части "данные изъяты" младшего сержанта запаса ФИО1 об оспаривании решения начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - начальник 2 отдела), об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что он, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, приказом командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части, дислоцированной в "адрес".
Согласно извещению от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю распределена квартира, расположенная в "адрес".
Решением начальника 2 отдела от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в предоставлении распределенной квартиры в связи с отсутствием права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, поскольку ФИО1 был уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, оспаривая упомянутое решение, просил обязать начальника 2 отдела его отменить и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении распределенного жилого помещения.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, удовлетворив его требования.
В жалобе он обращает внимание на то, что в период военной службы, продолжительность которой составляет более 20 лет, он был обеспечен лишь служебным жилым помещением.
Указывает, что он был принят на учет в получении жилого помещения по избранному месту жительства в 2011 году, а отказано ему в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства из-за отсутствия у него права на это.
Полагает, что принятое начальником 2 отдела решение противоречит абз.11 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Утверждает, что норма, ограничивающая его право на жилое помещение по избранному месту жительства, включена в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" только в 2013 году и не может быть применена по настоящему делу, поскольку обязанность обеспечить его жилым помещением возникла у начальника 2 отдела в 2011 году.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Абзацем 12 п. 1 этой же статьи установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого Федерального закона.
По делу установлено, что младший сержант ФИО1, проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому он не относится к этой категории военнослужащих, которые на весь период военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Заявитель был уволен с военной службы в связи истечением срока контракта о прохождении с военной службы, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет.
В связи с этим он не мог быть обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства при увольнении с военной службы.
Поскольку ФИО1 поступил на военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ порядок обеспечения его жилым помещением регулировался, в частности абзацами 1 - 3 пункта 1 статьи 15 Закона РФ от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих", которыми было установлено, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.
Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Аналогичные нормы содержались и в абзацах 1 - 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшего с 1 января 1998 г., после отмены указанного Закона РФ.
В соответствии с п. 14 ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Для этой категории военнослужащих гарантия установлена п. 13 ст. 15 этого же Закона, в соответствии с которым граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Вопреки утверждению в жалобе, изменения, внесенные в абзац 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Федеральными законами от 2 ноября 2013 года N 298-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ не изменяли категории военнослужащих, которые могли быть обеспечены жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
Иная оценка обстоятельств дела и норм материального права, которой придерживается автор апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного является несостоятельной, а оснований, влекущих безусловную отмену постановленного по делу решения, таковая не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.