Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы по делу N 33А-496
(Извлечение)
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Лаврентьева В.В. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием заявителя Курбаналиева ФИО9., его представителя Загария ФИО10 рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Рязанского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части "данные изъяты" майора Курбаналиева ФИО11 об оспаривании действий начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел ЗРУЖО), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения заявителя и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Курбаналиев проходит военную службу по контракту, находясь в распоряжении командира войсковой части "данные изъяты", дислоцированной в "адрес".
В августе 2013 года Курбаналиеву на состав семьи 1 человек было распределено жилое помещение (1-комнатная квартира общей площадью 38,7 кв.м.) по избранному при увольнении с военной службы месту жительства в городе "адрес", о чем в его адрес заместителем директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации было направлено извещение N от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако решением начальника 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N 1/ТС/746/0 Курбаналиеву отказано в предоставлении указанного жилого помещения. Этим же решением Курбаналиев снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по избранному при увольнении с военной службы месту жительства на том основании, что в декабре 2010 года он произвел отчуждение принадлежавшей ему доли (19,43 кв.м.) в праве собственности на квартиру, находящуюся в городе ФИО1 "адрес".
Полагая свои права нарушенными, Курбаналиев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным и обязать начальника 1 отдела ЗРУЖО отменить его.
В удовлетворении заявления Курбаналиева гарнизонный военный суд отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права и принять новое решение.
В обоснование жалобы ссылается на статью 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также на то обстоятельство, что жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации он не обеспечивался и был в установленном законом порядке признан нуждающимся в обеспечении жильем по последнему месту военной службы.
Кроме того, автор жалобы ссылается на статьи 27 и 40 Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статью 15 и пункт 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1237, Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80. На основании приведенных нормативных актов заявитель считает, что должен быть обеспечен жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
В заключение жалобы полагает, что обжалуемым решением нарушено его конституционное право на выбор места жительства после увольнения с военной службы и право на жилище.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Как видно из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Курбаналиев в декабре 2010 года произвел отчуждение принадлежавшей ему 1/3 доли (19,43 кв.м.) в праве собственности на квартиру, общая площадь которой составляет 58,3 кв.м., находящуюся в городе ФИО1 "адрес"
В силу приведенной выше нормы Жилищного кодекса РФ эта сделка подлежала безусловному учету при рассмотрении вопроса о предоставлении Курбаналиеву жилого помещения.
Поэтому начальник 1 отдела ЗРУЖО и суд первой инстанции, с учетом совершения Курбаналиевым в 2010 году сделки по отчуждению принадлежавших ему на праве собственности 19,43 кв.м. жилого помещения, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления заявителю распределенного жилого помещения по избранному при увольнении с военной службы месту жительства в городе "адрес".
Правильными по существу являются и выводы суда первой инстанции, касающиеся снятия Курбаналиева с жилищного учета.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с жилищного учета, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, являются неправомерные действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из материалов дела видно, что заявитель был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма и включен в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, установлены частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой одним из таких оснований является обеспеченность собственника жилого помещения общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции данной нормы, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащие, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства имеют право на обеспечение жильём. При этом порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подп. "и" пункта 7 действующих в настоящее время Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила), избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) в соответствии с подп. "а" пункта 10 названных Правил является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы военнослужащими, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам.
В связи с изложенным наличие у Курбаналиева с 1998 года, то есть на момент принятия на жилищный учет, в совместной собственности с матерью и сестрой квартиры, площадь которой составляет 58,3 кв. м., и обеспеченность общей площадью жилого помещения по установленным законодательствам нормам (более 19 кв.м. на каждого из собственников) являлось в силу пункта 2 части 1 статьи 51 и части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ обстоятельством, препятствующим принятию его на жилищный учет в 2009 году, что, в свою очередь, повлекло обоснованное снятие его с данного учета оспариваемым решением начальника 1 отдела ЗРУЖО.
Имевшее место в 2010 году отчуждение Курбаналиевым по договору дарения принадлежавшей ему доли в указанном жилом помещении влечет применение санкции статьи 53 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на соответствующий учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Принимая во внимание, что указанный 5-летний срок не истек суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требования заявителя об отмене оспариваемого решения начальника 1 отдела ЗРУЖО, поскольку это повлечет необоснованное восстановление его на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по избранному при увольнении с военной службы месту жительства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, положения действующего законодательства направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N 1448-О-О).
В этой связи утверждение Курбаналиева о якобы имевшем место нарушении его конституционного права на выбор места жительства после увольнения с военной службы и права на жилище является несостоятельным.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Курбаналиева ФИО12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда Н.Н. Балабанов
Секретарь судебного заседания В.А. Болотникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.