Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 мая 2014 г. по делу N 33А-761
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Линкина А.И.,
судей: Богдашова Д.А.,
Павленка С.В.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием заявителя Сукркаева Р.Ш., представителей Министра обороны Российской Федерации Грошева А.И. и Пурьева В.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации на решение 235 гарнизонного военного суда от 17 января 2014 года, согласно которому удовлетворено заявление капитана Сукркаева ФИО8 об оспаривании действий (бездействия) Министра обороны Российской Федерации и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с неустановлением и необеспечением заявителя ежемесячной надбавкой за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации в обоснование доводов апелляционной жалобы, объяснения заявителя, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Сукркаев_ проходил военную службу по контракту в войсковой части N в должности заместителя начальника пункта связи - старшего инженера.
Однако в период с 1 января 2012 года по 20 июля 2013 года ему не была установлена и выплачена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по занимаемой воинской должности как военнослужащему, проходившему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
Полагая свои права нарушенными, Сукркаев обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия (бездействие) Министра обороны Российской Федерации, связанные с неизданием приказа об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в период с 1 января 2012 года по 20 июля 2013 года в размере 20 процентов оклада по занимаемой воинской должности как военнослужащему, проходившему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением;
обязать Министра обороны Российской Федерации издать приказ об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия службы в период с 1 января 2012 года по 20 июля 2013 года как военнослужащему, проходившему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, в размере 20 процентов оклада по занимаемой воинской должности;
обязать руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" начислить и выплатить ему ежемесячную надбавку за особые условия службы как военнослужащему, проходившему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, в размере 20 процентов оклада по занимаемой воинской должности с 1 января 2012 года по 20 июля 2013 года;
взыскать с Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации в его пользу понесенные по делу судебные расходы, связанные с оплатой заявления государственной пошлиной в размере 200 рублей.
Судом первой инстанции заявление Сукркаева удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны Российской Федерации просит решение гарнизонного военного суда отменить по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявления Сукркаева.
В обоснование апелляционной жалобы обращает внимание на то, что из смысла положений статей 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в их взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" следует, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из оклада месячного денежного содержания военнослужащего, ежемесячных и иных дополнительных выплат, включая ежемесячную надбавку за особые условия военной службы, устанавливаемую в размере 100 процентов оклада по воинской должности, правила выплаты которой определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно пункту 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1073 (далее - Правила), надбавка за особые условия военной службы выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обеспечения военнослужащих денежным довольствием.
При этом пунктом "г" пункта 3 Правил установлено, что надбавка за особые условия военной службы до 30 процентов оклада по воинской должности выплачивается военнослужащим на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Подпунктом "д" пункта 53 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700, установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в особых условиях, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями.
При этом Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 Правил корреспондировало руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащими будет выплачиваться указанная надбавка за особые условия военной службы.
Указывает на то, что эта правовая норма была реализована Министром обороны Российской Федерации, который приказом от ДД.ММ.ГГГГ N N утвердил "Перечень воинских должностей руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями" (далее - Перечень).
Однако, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, 23 июля 2012 года Министр обороны Российской федерации, отменив свой приказ от ДД.ММ.ГГГГ N N, установил тем самым иной порядок выплаты надбавки - не путем распространения ее на отдельные должности, как это было в приведенном выше Перечне, а путем самостоятельного определения соответствия конкретной должности критериям производства выплаты, установленным Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, установление военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями, возложено на Министра обороны Российской Федерации.
На основании изложенного автор апелляционной жалобы делает вывод о том, что Министр обороны Российской Федерации, не включив Сукркаева в соответствующий приказ, тем самым установил, что должность заявителя не относится к воинским должностям, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, а потому выплата ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности за руководство подразделением указанному военнослужащему не положена.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу заявления Сукркаева.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, которое в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (далее - Закон) военнослужащими реализуется посредством прохождения ими военной службы.
Пунктами 4 и 5 статьи 3 Закона закреплена обязанность командиров по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также содержится запрет на ограничение в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1073 "О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту" утверждены "Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту" (далее -Правила).
В соответствии с пунктом "г" статьи 3 Правил, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, выплачивается в размерах до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
В силу пункта 5 Правил, размер надбавки определяется по каждому из оснований в пределах, установленных пунктом 3 Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании настоящих Правил.
Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок).
Согласно пункту "д" статьи 53 этого Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности.
В соответствии со статьями 38 и 39 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты, к которым отнесена и ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. Указанные выплаты производятся на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.
Из копии выписки из приказа главнокомандующего Военно-морским флотом от 22 декабря 2011 года N 141, имеющейся в материалах дела, следует, что Сукркаев с указанной даты назначен на должность заместителя начальника пункта - старшим инженером пункта связи приемного радиоцентра узла связи Главного командования Военно-Морского Флота.
Согласно копии выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 573 заявитель до той же даты исполнял указанную выше должность.
Из копий расчётных листков и выписки из банковской карты заявителя следует, что выплата ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 20 процентов оклада по занимаемой воинской должности как военнослужащему, проходившему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, в оспариваемом периоде заявителю не устанавливалась и не выплачивалась. Данный факт подтверждается и копией выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 87.
Из копии штата N узла связи Главного командования Военно-морского флота усматривается, что по исполняемой Сукркаевым воинской должности у него в подчинении находится личный состав.
Согласно должностных обязанностей Сукркаева, последний в оспариваемом периоде отдавал приказы всему личному составу пункта связи, являлся прямым начальником для всего личного состава пункта, пользовался дисциплинарными правами командира роты, оставаясь за начальника пункта, руководил боевой подготовкой и воспитанием личного состава, организовывал несение дежурства личным составом, лично готовил подчиненный личный состав к выполнению обязанностей на боевых постах.
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд пришел к правильному выводу о том, что Сукркаев в оспариваемом периоде действительно проходил военную службу на воинской должности, связанной с руководством подразделением, в связи с чем имеет право на получение оспариваемой выплаты, а поэтому правильно удовлетворил его заявление.
Довод апелляционной жалобы о том, что должность Сукркаева не относится к воинским должностям, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, опровергается штатом N узла связи Главного командования Военно-морского флота и должностными обязанностями заявителя, из которых прямо следует, что он имеет право отдавать приказы всему личному составу пункта связи, то есть руководит подразделением.
Отсутствие в настоящее время перечня воинских должностей, при замещении которых военнослужащим необходимо выплачивать надбавку за особые условия военной службы, о чем указано в апелляционной жалобе, не может ограничивать право военнослужащего на получение причитающихся ему денежных средств, поскольку выплата этой надбавки установлена вышеприведенными нормативными правовыми актами, и у Министра обороны Российской Федерации отсутствовали правовые основания к прекращению либо приостановлению выплаты названной надбавки.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 235 гарнизонного военного суда от 17 января 2014 года по заявлению Сукркаева ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.