Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Дьякова А.Н. и Будылка А.В.
при секретаре Кучуковой Д.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 апреля 2014 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе Щербининой В.Н. на решение Центрального районного суда г. Омска от 10 февраля 2014 г., которым Щербининой В.Н. отказано в удовлетворении иска к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербинина обратилась с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о принятии на учет нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование иска указала, что она является ребенком-сиротой. Ее мать Горбунова С.Г. лишена родительских прав, так как является инвалидом первой группы и страдает психическим заболеванием. Отец записан со слов матери. Она была помещена сначала в дом ребенка, затем в Детский " ... ". Постановлением " ... " г. Омска от 20 мая 1993 года за ней было закреплено жилое помещение - " ... " в г. Омске. Нанимателем данной квартиры является ее мать. В квартире проживает мать, ее дочь Щербинина Милана, 2008 года рождения, а также сестра матери Горбунова И.Н. Данное жилое помещение состоит из одной комнаты, площадь " ... " кв.м. В 2008 году она обратилась в Администрацию г. Омска с устным заявлением о постановке на учет, где ей было разъяснено, что данное право она реализовать не может в связи с достижением 23 лет. В 2009 году она была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Просила обязать ответчиков принять ее на учет лиц из числа детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставить жилое помещение.
Представитель Министерства образования Омской области иск не признал, пояснив, что постановка на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории "дети-сироты" носит заявительный характер. Истица с заявлением о постановке ее на такой учет до достижения 23 лет не обращалась. Закрепление за истицей прав на жилое помещение не являлось препятствием для постановки на учет, соответствующий отказ ей министерством не был дан.
Дело рассмотрено в отсутствии Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Щербинина просит решение суда отменить. Указывает на то, что обязанность государства по обеспечению ее жильем не выполнена. Полагает, что опекун (Детский дом) должен был предпринять все действия для постановки ее на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.
Изучив материалы дела, жалобу, заслушав Щербинину В.Н., судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что истица родилась 26 января 1984 года. Отец истицы Горбунов Н.Н. записан со слов матери. " ... " совета народных депутатов от 23 мая 1986 года N 948 Щербинина (ранее Горбунова В.Н.) передана под государственную опеку, определена в Дом ребенка N 1.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространён на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Доказательств того, что Щербинина обращалась в администрацию с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по категории "дети, оставшиеся без попечения родителей", ею не представлено.
Из представленных материалов усматривается, что на момент передачи истицы под государственную опеку за ней было закреплено право пользования квартирой N " ... " в " ... " в г. Омске, где до настоящего времени проживает ее мать. Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением Управления Росреестра по Омской области от 19 декабря 2013 года (л.д.62), постановлением главы " ... " г. Омска от 20 мая 1993 года N 550п.
Представленное в дело заявление истицы в администрацию города, постановление Администрации г. Омска от 10 августа 2009 года N 635-п, свидетельствует о том, что Щербинина признана малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поставлена на соответствующий учет, в связи с отсутствием установленной нормы жилой площади.
На момент обращения в суд истице исполнилось тридцать лет. На учете нуждающихся в жилом помещении по категории "дети, оставшиеся без попечения родителей" она не стоит. Из представленных материалов усматривается, что истица состоит в браке с Щербининым И.П. Имеет несовершеннолетнюю дочь. Вместе с дочерью проживает в " ... "А по " ... " в р. " ... " области, одним из собственников которой является ее муж. До настоящего времени сохраняет регистрацию в " ... ", в г. Омске, которая была закреплена за ней при передаче ее на полное государственное обеспечение.
До достижения 23 лет Щербинина без каких-либо причин, которые могут быть признаны уважительными, не встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, поэтому оснований для предоставления истице жилого помещения не имеется.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 10 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.