Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Ланцовой М.В.
при секретаре Воропановой М.Б.
рассмотрела в судебном заседании 23.04.2014 дело по частной жалобе Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на определение Куйбышевского районного суда г. Омска от 05.03.2014, которым постановлено:
"Заменить должника Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску на государственное учреждение Омское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от " ... " удовлетворены исковые требования Гребенщикова В.П., на У. М. труда и социального развития Омской области по городу Омску возложена обязанность предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год за счет средств федерального бюджета.
У. М. труда и социального развития Омской области по городу Омску обратилось в суд с заявлением о замене должников - М. труда и социального развития Омской области и У. М. труда и социального развития Омской области по городу Омску на Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ссылаясь на то, что Правительство Омской области отказалось от реализации части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно с 01.01.2014, в соответствии с Соглашением, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 2424-р от 27.12.2010. Распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2452-р утверждено Соглашение между М. труда и социальной защиты РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, не предусматривающее осуществление федеральных полномочий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение органами государственной власти Омской области. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Омской области от " ... " N 353-п "О мерах по реализации соглашения между М. труда и социальной защиты РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области части полномочий РФ", вступившим в силу с 01.01.2014, постановление Правительства Омской области N 277-п признано утратившим силу.
" ... " по акту приема-передачи М. труда и социального развития Омской области были переданы личные дела граждан, состоявших на учете в У. по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение, в государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. То есть полномочия, связанные с выдачей путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, не входит в настоящее время в компетенцию М. и У., а являются полномочиями Фонда социального страхования. На основании изложенного просило замену должников У. М. труда и социального развития по Омской области по городу Омску и М. труда и социального развития Омской области на ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Представитель У. М. труда и социального развития по городу Омску Кин Т.Г. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель М. труда и социального развития Омской области по доверенности Володева Г.Х. полагала заявление подлежащим удовлетворению.
Представители ГУ-ОРО ФСС РФ, Министерства Финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства по Омской области, бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения "Рябинушка" в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения заявления уведомлены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит определение суда отменить, ссылаясь на толкование соглашений между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Омской области за 2010 и 2013 годы, полагает, что отсутствуют основания возлагать на Фонд социального страхования обязательства, неисполненные М. труда и социального развития Омской области. Не соглашается с выводами суда о передаче личных дел граждан, состоящих на учете в У. по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение. Указывает, что переданы были лишь сведения о заявлениях граждан на предоставлении путевок и сведения об уже выданных путевках. Указывает, что денежных средств для финансирования этих обязательств в бюджете Фонда не предусмотрено. Полагает, что судебный акт был вынесен в отношении определенного юридического лица, ответственного за исполнение условий заключенного соглашения, при этом в полномочия Фонда исполнение обязательств М. труда и социального развития Омской области не входит. Полагает, что использование выделенных в 2014 году денежных средств на исполнение решения суда будет нецелевым расходованием бюджетных средств, повлечет применение санкций. Считает, что судом незаконно было постановлено определение в отсутствие представителя Фонда, который заявлял ходатайство об отложении дела в связи с занятостью в другом судебном заседании, чем были нарушены права Фонда на состязательность и равноправие сторон.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, дело рассмотрено без их участия по правилам ч. 2 ст. 333 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Конституции РФ Федеральным законом от " ... " N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. В частности, в п. 2 ст. 26.3 этого Федерального закона приведён исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; этим перечнем не предусмотрено оказание государственной социальной помощи в виде обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от " ... " N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 этого Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
С учётом вышеперечисленных положений законодательства судебная коллегия считает, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между М. здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Омской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии со ст. 5 соглашения исполнение преданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций. Во исполнение этого соглашения Постановлением Правительства Омской области " ... " N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - М. труда и социального развития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с " ... " по 31.12.2013. В период его действия решением Куйбышевского районного суда г. Омска от " ... " была возложена обязанность на У. М. труда и социального развития Омской области по городу Омску предоставить Гребенщикову В.П. путевку на санаторно-курортное лечение. На момент обращения с данным заявлением решение суда не было исполнено.
Распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2452-р утверждено новое соглашение между М. труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014, которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Также с " ... " на основании Постановления Правительства Омской области от " ... " N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области " ... " N 277-п. Таким образом, на момент подачи и рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не были отнесены ни законом, ни соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области.
В соответствии со ст. ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от " ... " N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счёт собственных средств.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от " ... " N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Фонд социального страхования РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
" ... " в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Министерства труда и социального развития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок и о выданных путевках (л.д. 134).
Согласно приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от " ... " N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривалось получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб. Согласно приложению N " ... " "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от " ... " N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривалось получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб. Согласно приложению N " ... " "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от " ... " N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб.; получение субвенций на эти цели в 2014 и 2015 годах не предусмотрено.
В соответствии с приложением N " ... " к Закону Омской области от " ... " N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было израсходовано " ... " руб., что составило 98,2% от суммы субвенций. Согласно приложения N " ... " к Закону Омской области от " ... " N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" на оказание этого вида государственной социальной помощи было израсходовано " ... " руб., что составило 94,8% от суммы субвенции. Целевое расходование средств, предоставленных бюджету Омской области в виде субвенций, подтверждается также отчётами о расходовании субвенций, направлявшимися Министром труда и социального развития Омской области в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ.
Согласно письмам Минтрудсоцразвития Омской области в адрес Минздравсоцразвития РФ в 2011 году из выделяемых федеральным бюджетом субвенций в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно непосредственно на само санаторно-курортное лечение должно быть потрачено " ... " руб., в 2012 году ? " ... " руб., в 2013 году ? " ... " руб.
При этом в 2011 и 2012 годах неиспользованный остаток в части непосредственно самого обеспечения санаторно- курортным лечением отсутствовал.
Доказательств нецелевого расходования М. труда и социального развития Омкой области по городу Омску средств, предоставленных в виде субвенций, в материалы дела не представлено.
Указанное свидетельствует о том, что размер предоставлявшихся бюджету Омской области субвенций не обеспечивал возможность своевременного предоставления Гребенщикову В.П. путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно за их счёт. Данное обстоятельство подтверждается также перепиской по вопросу исполнения вышеуказанных полномочий Российской Федерации между органами власти Омской области и федеральными органами исполнительной власти.
Доводы жалобы о том, что судебный акт был вынесен в отношении определенного юридического лица, ответственного за неисполнение условий заключенного соглашения, при этом в полномочия Фонда исполнение обязательств М. не входит, отмену определения повлечь не может, так как факт надлежащего расходования предоставляемых субвенций установлен судом апелляционной инстанции на основании представленных доказательств.
Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от " ... " N 184-ФЗ, а также нормами БК РФ. В частности, в соответствии со ст. ст. 30 и 31 БК РФ принципами бюджетной системы являются разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов, что заключается в закреплении в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Согласно абз. 6 п. 1 и п. 4 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета. В силу п. 5 ст. 242 БК РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Поскольку на момент разрешения заявления ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области М. труда и социального развития Омской области по городу Омску не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не было наделено необходимыми для этого средствами, вывод суда первой инстанции о том, что оно не могло продолжать исполнять возложенную судом обязанность в отношении Гребенщикова В.П. является правильным. В силу закона соответствующие обязательства с " ... " перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу п. 28 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
Доводы жалобы о том, что предоставление путевки Гребенщикову В.П. может повлечь нарушение прав иных лиц в части обеспечения санаторно-курортным лечением на льготных основаниях, а равно использование выделенных средств на приобретение путевки истцу в 2014 году будет расценено как нецелевое, не может повлечь отмену постановленного определения, поскольку требования истца, равно как и решение суда, не затрагивают права третьих лиц в данной области, а направлены на защиту и восстановление нарушенного права Гребенщикова В.П. в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств для исполнения такой обязанности не исключает перехода обязанности от предыдущего должника, которому также не было обеспечено достаточное финансирование, поэтому соответствующие доводы жалобы не могут повлечь отмену определения суда.
С учётом установленных обстоятельств суд правильно применил ст. 44 ГПК РФ и заменил выбывших из спорного правоотношения должников М. труда и социального развития Омской области и его У. по городу Омску новым должником ГУ - Омское региональное отделение ФСС РФ.
Не может повлиять на выводы суда мнение автора жалобы об ошибочности суждений суда о передаче Фонду личных дел граждан, состоящих на учете в У., нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Из представленного акта (л.д. 45) следует, что переданы были сведения о граждан, состоящих на учете, и выданных путевках на санаторно-курортное лечение.
Доводы частной жалобы о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон, рассмотрение судом заявления о правопреемстве при наличии ходатайства об отложении дела ввиду занятости представителя Фонда в другом судебном заседании необоснованны, подлежат отклонению ввиду нижеследующего.
Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Как видно из материалов дела ГУ - Омское региональное отделение ФСС РФ является юридическим лицом. Для представления интересов Фонда в суде представителю Хараджа С.С. была выдана доверенность. " ... " год в суд поступило ходатайство от представителя Фонда об отложении дела в связи с его занятостью в другом судебном заседании в Первомайском районном суде г.Омска и Омском областном суде с приложением подтверждающих документов.
Обсудив данное ходатайство, суд первой инстанции обоснованно признал его не подлежащим удовлетворению, поскольку неявка в суд представителя юридического лица не является препятствием для рассмотрения дела по существу, поскольку не препятствует возможности обеспечить явку иного представителя, отложение разбирательства дела является правом а не обязанностью суда. Наличие других уважительных причин для отложения судебного заседания, либо того обстоятельства, что отклонение ходатайства привело к принятию незаконного либо необоснованного определения, заявителем жалобы не представлено.
На " ... " судом первой инстанции были собраны все необходимые доказательства для разрешения заявления о процессуальном правопреемстве, представителем Фонда был подготовлен отзыв на данное заявление, ранее представитель Фонда неоднократно участвовал в судебных заседаниях и суду им были даны пояснения в части позиции Фонда по процессуальному правопреемству. В связи с этим права ГУ - Омское региональное отделение ФСС РФ судом нарушены не были, соответствующие доводы частной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и норм процессуального права при вынесении судом первой инстанции обжалуемого определения не допущено, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Куйбышевского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, частную жалобу ГУ - Омское региональное отделение ФСС РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.