Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Чеботаревой Е.А.,
с участием прокурора Биенко Н.В.,
при секретаре Гудожниковой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16.04.2014 дело по частной жалобе Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на определение Куйбышевского районного суда г. Омска от 27.02.2014, которым постановлено:
"Произвести замену должника Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску на Государственное учреждение - Омское отделение Фонда социального страхования по делу по иску Прокурора Октябрьского административного округа г. Омска в интересах несовершеннолетнего ребенка Касымовой А.В. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, Министерству труда и социального развития Омской области об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за период 2012 года в соответствии с рекомендуемым профилем заболевания при наличии медицинских показателей в срок до " ... " года".
Заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от " ... " удовлетворены требования прокурора Октябрьского АО г. Омска в интересах ребенка-инвалида Касымовой А.В., на Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску возложена обязанность предоставить ребенку-инвалиду до " ... " путевку на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показателей.
Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску обратилось в суд с заявлением о замене должника - Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску на Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ссылаясь на то, что Правительство Омской области отказалось от реализации части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно с 01.01.2014, в соответствии с соглашением, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 2424-р от 27.12.2010.
Распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2452-р утверждено соглашение между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, не предусматривающее осуществление федеральных полномочий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение органами государственной власти Омской области.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Омской области от " ... " N 353-п "О мерах то реализации соглашения между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области части полномочий РФ", вступившим в силу с 01.01.2014, постановление Правительства Омской области N 277-п признано утратившим силу.
" ... " по акту приема-передачи Министерством труда и социального развития Омской области были переданы личные дела граждан, состоявших на учете в Управлении по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение, в государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. То есть полномочия, связанные с выдачей путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, не входит в настоящее время в компетенцию Министерства и Управления, а являются полномочиями Фонда социального страхования. На основании изложенного просило осуществить замену должника Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску на ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Представитель УМТСР по г. Омску Кин Т.Г. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Советского АО г. Омска Позыгун Е.С. с доводами заявления о процессуальном правопреемстве согласилась.
Представитель ГУ-ОРО Ф СС Хараджа С.С. в судебном заседании указал, что Фонд осуществляет полномочия по обеспечению граждан путевками при наличии медицинских показаний с 01.01.2014. Оснований для применения процессуального правопреемства в данном случае не имеется. Поскольку решением суда обязанность по предоставлению путевки ребенку-инвалиду была установлена ответчику по делу Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску, решение суда должен исполнить именно этот ответчик.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области, Представитель Министерства Финансов Российской Федерации, представитель Казенного учреждения Омской области "Специализированный (коррекционный) детский " ... " для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения заявления уведомлены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе ГУ - ОРО ФСС РФ просит определение суда отменить, ссылаясь на толкование соглашений между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Омской области за 2010 и 2013 годы, полагает, что отсутствуют основания возлагать на Фонд социального страхования обязательства, не исполненные Министерством труда и социального развития Омской области по городу Омску. Указывает, что в решении суда установлен срок исполнения - до 31.01.2014, что является неисполнимым для ГУ - ОРО ФСС РФ. Не соглашается с выводами суда о передаче личных дел граждан, состоящих на учете в Управлении по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение, указывая, что переданы были лишь сведения о заявлениях граждан на предоставление путевок и сведения об уже выданных путевках. Просит учесть, что денежных средств для финансирования этих обязательств в бюджете Фонда не предусмотрено. Полагает, что судебный акт был вынесен в отношении определенного юридического лица, ответственного за неисполнение условий заключенного соглашения, при этом в полномочия Фонда исполнение обязательств Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску не входит.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, дело рассмотрено без их участия по правилам ч. 2 ст. 333 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Биенко Н.В., находившей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Конституции РФ Федеральным законом от " ... " N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. В частности, в п. 2 ст. 26.3 этого Федерального закона приведён исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; этим перечнем не предусмотрено оказание государственной социальной помощи в виде обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от " ... " N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 этого Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
С учётом вышеперечисленных положений законодательства судебная коллегия считает, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии со ст. 5 соглашения исполнение преданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций. Во исполнение этого соглашения Постановлением Правительства Омской области " ... " N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Министерство труда и социального развития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с " ... " по 31.12.2013. В период его действия решением Куйбышевского районного суда г. Омска от " ... " была возложена обязанность на Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску предоставить Касымовой А.В. путевку на санаторно-курортное лечение. На момент обращения с данным заявлением решение суда не было исполнено.
Распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2452-р утверждено новое соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014, которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Также с " ... " на основании Постановления Правительства Омской области от " ... " N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области " ... " N 277-п. Таким образом, на момент подачи и рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не были отнесены ни законом, ни соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области.
В соответствии со ст. ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от " ... " N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счёт собственных средств.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от " ... " N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Фонд социального страхования РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
" ... " в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Министерства труда и социального развития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок и о выданных путевках (л.д. 134).
Согласно приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от " ... " N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривалось получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб. Согласно приложению N " ... " "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от " ... " N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривалось получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб. Согласно приложению N " ... " "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от " ... " N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб.; получение субвенций на эти цели в 2014 и 2015 годах не предусмотрено.
В соответствии с приложением N " ... " к Закону Омской области от " ... " N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было израсходовано " ... " руб., что составило 98,2% от суммы субвенций. Согласно приложения N " ... " к Закону Омской области от " ... " N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" на оказание этого вида государственной социальной помощи было израсходовано " ... " руб., что составило 94,8% от суммы субвенции. Целевое расходование средств, предоставленных бюджету Омской области в виде субвенций, подтверждается также исследовавшимися судом апелляционной инстанции отчётами о расходовании субвенций, направлявшимися Министром труда и социального развития Омской области в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ.
Согласно письмам Минтрудсоцразвития Омской области в адрес Минздравсоцразвития РФ в 2011 году из выделяемых федеральным бюджетом субвенций в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно непосредственно на само санаторно-курортное лечение должно быть потрачено " ... " руб., в 2012 году ? " ... "., в 2013 году ? " ... " руб.
При этом в 2011 и 2012 годах неиспользованный остаток в части непосредственно самого обеспечения санаторно- курортным лечением отсутствовал.
При этом доказательств нецелевого расходования Министерством труда и социального развития Омкой области по городу Омску средств, предоставленных в виде субвенций, в материалы дела не представлено.
Указанное свидетельствует о том, что размер предоставлявшихся бюджету Омской области субвенций не обеспечивал возможность своевременного предоставления Касымовой А.В. путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно за их счёт. Данное обстоятельство подтверждается также перепиской по вопросу исполнения вышеуказанных полномочий Российской Федерации между органами власти Омской области и федеральными органами исполнительной власти.
Доводы жалобы о том, что судебный акт был вынесен в отношении определенного юридического лица, ответственного за неисполнение условий заключенного соглашения, при этом в полномочия Фонда исполнение обязательств Министерства не входит, отмену определения повлечь не может, так как факт надлежащего расходования предоставляемых субвенций установлен судом апелляционной инстанции на основании представленных доказательств.
Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от " ... " N 184-ФЗ, а также нормами БК РФ. В частности, в соответствии со ст. ст. 30 и 31 БК РФ принципами бюджетной системы являются разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов, что заключается в закреплении в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Согласно абз. 6 п. 1 и п. 4 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета. В силу п. 5 ст. 242 БК РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Поскольку на момент разрешения заявления ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Министерство труда и социального развития Омской области по городу Омску не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не было наделено необходимыми для этого средствами, вывод суда первой инстанции о том, что оно не могло продолжать исполнять возложенную судом обязанность в отношении Касымовой А.В. является правильным. В силу закона соответствующие обязательства с " ... " перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу п. 28 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств для исполнения такой обязанности не исключает перехода обязанности от предыдущего должника, которому также не было обеспечено достаточное финансирование, поэтому соответствующие доводы жалобы не могут повлечь отмену определения суда.
С учётом установленных обстоятельств суд правильно применил ст. 44 ГПК РФ и заменил выбывших из спорного правоотношения должников Министерство труда и социального развития Омской области и его Управление по городу Омску новым должником ГУ - Омское региональное отделение ФСС РФ.
Не может повлиять на выводы суда мнение автора жалобы об ошибочности суждений суда о передаче Фонду личных дел граждан, состоящих на учете в Управлении, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Из представленного акта (л.д. 134) следует, что переданы были сведения о граждан, состоящих на учете, и выданных путевках на санаторно-курортное лечение.
Оценивая доводы частной жалобы о сроке исполнения судебного акта до 31.01.2014, что является неисполнимым для отделения, судебная коллегия указывает, что такой срок пресекательным не является, исполнение судебного акта может быть осуществлено за его пределами.
Нарушений норм материального и норм процессуального права при вынесении судом первой инстанции обжалуемого определения не допущено, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Куйбышевского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.